ИА "РОСФИНКОМ": Аналитик ИФК "Метрополь": следующий год для потребительского сектора будет лучше уходящего
Для потребительского сектора 2009
год был весьма непростым. С рынка ушло много игроков, развивавших
свой бизнес за счет долговых средств и оказавшихся не в состоянии
обслуживать долговую нагрузку за счет собственных потоков; другим
пришлось реструктуризировать долг на достаточно невыгодных
условиях. В то же время некоторым компаниям повезло, и они получили
помощь: Сбербанк купил компанию "Мосмарт", а
X5 приобрел "Паттерсон". Что касается следующего
года, я думаю, что он будет лучше уходящего: некоторым компаниям,
возможно, удастся выйти на докризисный уровень производства и
продаж, отмечает аналитик ИФК "Метрополь" Мария Сулима в
обзоре, поступившем вИА "РосФинКом" 28 декабря.
В 2009 году неплохо показали себя крупные игроки продуктового
ритейла, несмотря на проблемы с сокращающимся трафиком и смещение
потребительских приоритетов в низкий ценовой сегмент. Ожидаемое
улучшение макроэкономических показателей в следующем году должно
позитивно повлиять на потребительское поведение и восстановления
трафика. Если в 2009 году мы наблюдали переход потребителей из
супермаркетов в дискаунтеры, то в 2010-м может начаться обратный
процесс: постепенный возврат потребителей в магазины более высокой
ценовой категории, а также рост среднего чека как результат роста
располагаемых доходов относительно 2009 года. В частности, сегмент
гипермаркетов, по идее, должен показать лучшую динамику продаж по
сравнению с 2009-м.
Что касается непродуктового ритейла, то 2010 год также ожидается
более позитивным в сравнении с 2009-м. Если в 2009 году потребитель
стал попросту отказываться от покупок товаров не первой
необходимости, и год стал провальным с точки зрения оттока
потребительского трафика, то в 2010 году мы ожидаем роста доходов
потребителя и, как следствие, изменения потребительского поведения.
Однако ожидать относительно стабильного роста продаж не следует
раньше второго полугодия. То же самое можно сказать о сетях
ресторанов, в частности, о сети "Росинтер", трафик в которой
на протяжении года падал на 15-20%.
При этом нельзя говорить о том, что компании в следующем году
смогут расслабиться: многим следовало бы больше фокусироваться на
сокращении внутренних издержек для поддержания стабильной
эффективности. Это особенно актуально, учитывая, что в целях
удержания и привлечения покупателей ритейлеры не смогут пойти на
существенное повышение цен, а недавно принятый Закон о торговле
может негативно сказаться на уровне бонусов, получаемых от
поставщиков, что вкупе будет оказывать давление на валовую
маржу.
Что касается производственного сектора, год должен быть
достаточно успешным для компании "Черкизово", в частности,
на фоне снижения импортных квот на поставку свинины и куриного
мяса. Это может повлечь за собой ограниченное предложение на рынке
и в результате позитивно повлиять на уровень цен на продукцию
отечественного производства. Кроме того, сокращение импорта
позволит российским производителям наращивать объемы производства и
укреплять свои рыночные позиции.
Что касается компании "Вимм-Биль-Данн", думаю, что с
точки зрения эффективности на валовом уровне не следует ждать
какого-то существенного роста. Правительственные меры, направленные
на поддержку отечественных производителей сырого молока, будут
ограничивать рост эффективности продаж переработчиков. В 3-4
квартале 2009 года было объявлено о 15%-ном повышении цен на сырое
молоко. Очередное повышение ожидается в 1 квартале 2010 года. Тем
не менее, "Вимм-Биль-Данн" характеризуется эффективным контролем
затрат и низкой долговой нагрузкой, что позволяет компании
генерировать стабильные денежные потоки. Вполне возможно, что в
2010 году "Вимм-Билль-Данн" примет решение о сделках М&A, что
позволит еще больше укрепить рыночные позиции.
Фармацевтика. Существует определенная двойственность ситуации в
этом секторе. С одной стороны, это регулирование цен в интересах
потребителей. Так, "Верофарм", "Фармстандарт" и еще
пять компаний уже заявили о том, что не будут существенно повышать
цены на продукцию. Таким образом, если в предыдущие годы
отечественный фармрынок рос исключительно за счет ценовой инфляции
при стабильных объемах, то в 2010-м существенной ценовой инфляции
ждать не стоит. Однако, с другой стороны, приоритетные меры по
поддержке отечественного фармпроизводителя, на долю которого
приходится порядка 30% объема российского фармрынка, дают основания
полагать, что возможет рост отечественного рынка (исключая импорт)
в натуральном выражении и увеличение доли российских
производителей.
Сельскохояйственные компании. "Разгуляй" выглядит
аутсайдером на фоне рыночного ралли второго полугодия. Котировки
акций "Разгуляя" по-прежнему остаются очень низкими по сравнению с
докризисным уровнем. Компания обременена чудовищными долгами более
чем в 25 млрд. рублей при очень несущественных собственных денежных
потоках. Тем не менее, маловероятно, что будет допущено банкротство
компании, - "Разгуляй" внесен в список стратегически важных
предприятий страны и является одним из крупнейших игроков в
российском агробизнесе. При альтернативном развитии ситуации
возможна частичная или полная смена собственника и переход компании
под государственный контроль.
Тем не менее, есть ряд факторов, которые говорят о неплохих
перспективах компании в 2010 году. Бизнес "Разгуляя"
диверсифицирован, и если в сегменте зерновых компания вряд ли
вырастет, то в сегментах по производству риса и сахара у нее
неплохие шансы показать рост. На фоне мирового дефицита сахара цены
в ближайшие годы останутся на высоком уровне, а рост потребления
риса также позитивно повлияет на уровень цен на него.
Производственные показатели компании за 1 полугодие 2009 года были
весьма высокими, - компания увеличила объем земель под
культивацией, повысила урожайность основных культур и существенно
увеличила объем экспорта зерновых.