В последний день подачи заявок на покупку у General
Motors (GM) концерна Opel 20 июля консорциум
во главе с канадско-австрийским производителем
автокомпонентов Magna сделал новое предложение автоконцерну. Оно
предусматривает, что Magna и Сбербанку РФ будет
принадлежать по 27,5% акций Opel,
а не 20 и 35%, как планировалось ранее.
У коллектива немецкого автозавода по-прежнему остается 10%
акций. Таким образом, контролировать предприятие будет консорциум,
но формально самым крупным акционером Opel остается
GM.
Кроме того, участники консорциума готовы увеличить инвестиции
в санацию Opel до 700 млн евро (прежде они
предлагали за свою долю в автоконцерне 500 млн
евро), рассчитывая при этом на гарантии немецкого
правительства в размере 4,5 млрд евро. Конкурентами
консорциума Magna-Сбербанк являются бельгийский инвестфонд
RHJ International и китайская автомобилестроительная
компания Beijing Automobile (BAIC). RHJ предлагает
за контрольный пакет Opel 300 млн евро
и рассчитывает получить гарантии на сумму 3,8 млрд евро.
Еще один участник тендера BAIC, который оценивает 51% акций
Opel в 660 млн евро и запрашивает
2,64 млрд господдержки, не стал улучшать свое
предложение. Как сообщает The Wall Street Journal
со ссылкой на анонимного менеджера компании,
BAIC рассматривает покупку Opel как шанс стать глобальным
игроком и выжить в условиях ожидающейся консолидации
в китайской автомобильной промышленности. Министр экономики
земли Гессен Дитер Пош видит опасность перетока технологий
и рабочих мест в Китай и потому не считает
сделку с BAIC выгодным для Opel вариантом, сообщает
Handelsblatt. Министр экономики Германии Карл-Теодор
цу Гуттенберг ранее заявлял, что власти не поддержат
включение в соглашение о покупке контрольного пакета
Opel любого опциона на обратный выкуп акций GM.
Несмотря на то что Magna по-прежнему пользуется
поддержкой профсоюзов Opel и ряда политиков, переговоры
с GM затормозились из-за нерешенности вопросов
использования интеллектуальной собственности. Этот вопрос считается
основным и в переговорах с другими претендентами.
В интервью Financial Times финансовый директор GM Рэй Янг
сказал о том, что его компания хочет получать роялти
за использование своих технологий, кто бы ни купил
ее европейские активы. По неофициальной информации,
консорциум Magna-Сбербанк рассчитывал купить
Opel с правами на использование всей его
интеллектуальной собственности.
У правительства земли Гессен, как недавно выяснилось, есть
вопросы и к консорциуму: кто же в конце концов
будет российским партнером Opel по кооперации? Сбербанк
уже заявлял, что намерен передать свою долю одному
из российских автомобилестроителей. Ранее индустриальным
партнером назывался только ГАЗ, затем в качестве одной
из сборочных площадок начал упоминаться также «Иж-авто»,
а недавно в качестве претендента на эту роль стали
называть еще и АвтоВАЗ. Предложения потенциальных покупателей
совет директоров GM должен рассмотреть завтра. Однако
на скорое завершение сделки рассчитывать не приходится.
Больше того, министр экономики Германии Карл- Теодор
цу Гуттенберг ранее не исключил банкротства Opel, если
все переговоры закончатся неудачно.
Комментарий эксперта
Михаил Пак, аналитик ИФК «МЕТРОПОЛЬ»:
Перенос части производства Opel в Россию потребует,
исходя из заявленных ранее планов консорциума, не одного,
а нескольких индустриальных партнеров. Ранее инвесторы
заявляли о намерении производить в России не менее
1 млн автомобилей. С таким объемом один ГАЗ
не справится: мощности Volga Siber, на которых
планируется развернуть сборку Opel, позволят выпускать 180–200 тыс.
автомобилей в год. Еще 250–300 тыс. машин сможет выпускать
на своем конвейере «Иж-авто» (это спасет автозавод
от банкротства). Ранее сообщалось, что альянс Magna-Сбербанк
претендует на продвижение марки Chevrolet и объединение
российских активов GM, в том числе и пакета
GM в тольяттинском GM-АвтоВАЗе, выпускающем Chevrolet.
GM, который завершил процедуру банкротства в Америке, ничего
не теряет от затягивания переговоров
по Opel и рассчитывает выторговать для себя более
выгодные условия сделки.