Госбанк настаивает на реализации концерна
целиком, несмотря на позицию правительства, рекомендовавшего
продавать его по частям
По информации «Известий», вице-премьер Аркадий Дворкович
рекомендовал ВЭБу отказаться от принципа сохранения целостности при
продаже активов концерна «Тракторные заводы» (КТЗ). Холдинг накопил
уже 30 млрд рублей долга и находится в предбанкротном состоянии.
Ситуацию могла бы решить продажа основного актива КТЗ — ЗАО
«Промтрактор-Вагон» (ПТВ). Но единственный акционер концерна — ВЭБ
продолжает настаивать на целостности КТЗ. Логика госбанка понятна —
продав наиболее рентабельное производство, реализовать остающиеся
менее привлекательные предприятия потом вряд ли
удастся.
В конце марта ВЭБ был близок к закрытию сделки по продаже одного из
основных активов концерна — ПТВ, следует из письма заместителя
председателя госбанка Андрея Сапелина в правительство. В марте
Дойче Банк, выступивший организатором сделки, проинформировал ВЭБ о
фактической готовности документов для продажи 100% акций
предприятия. В письме Сапелина фигурирует предложение группы ИСТ,
которая готова была заплатить 13 млрд рублей. Ранее КТЗ настаивал
на выплате суммы в 26 млрд рублей.
Концерн «Тракторные заводы» является стратегическим холдингом. В
его состав входит 17 машиностроительных предприятий различной
направленности в том числе «Курганмашзавод» — производитель
бронетехники.
Наиболее актуальной сейчас проблемой для КТЗ являются выплаты по
синдицированному кредиту в 30 млрд рублей, который был привлечен
концерном у консорциума из 16 банков. Деньги были привлечены в 2011
году для реструктуризации просроченной кредиторской задолженности
на сумму 32 млрд рублей. По условиям кредитного соглашения между
КТЗ и 16 банками погашения обязательств по траншу должны произойти
в два этапа: к 29 марта этого года концерн должен выплатить 2,4
млрд рублей, а к 17 июня — еще 13,2 млрд.
Судя по всему, концерн согласился с предложенной группой ИСТ
суммой, так как в плане оздоровления КТЗ, представленном в ВЭБ,
указывалось, что он может быть реализован при двух условиях. Все 16
банков — кредиторов предприятия должны добровольно пролонгировать
кредит на полгода и согласиться на выплату лишь половины суммы
синдицированного кредита (более 30 млрд рублей). Вторым условием
была продажа ПТВ за 13 млрд рублей.
В середине марта 12 из 16 банков согласились на предложенные
условия. В письме указывается, что в четырех банках — ВТБ,
Россельхозбанке, Сведбанке и «АйСиАйСиАй Банк Евразия» — на конец
марта информации по пролонгации не представили, так как не были
проведены заседания органов управления. Во всех четырех банках от
комментариев отказались.
Источник, знакомый с ситуацией, рассказал «Известиям», что на
текущий момент Сбербанк, доля которого в сумме кредита составляла
37%, пошел на уступки и согласился пролонгировать ссуду. Основные
проценты по кредитам концерн выплатил, но переговоры с другими
банками о пролонгации до сих пор ведутся.
В ВЭБе подтвердили, что банк до сих пор придерживается позиции
продать актив целиком. Источники на рынке полагают, что
представителям ВЭБа удалось объяснить в правительстве: денег,
которые акционеры могли получить по итогам продажи активов,
оказалось заметно меньше, чем необходимо. На этом фоне в кабинете
министров могли пойти на уступки и согласиться с позицией банка
продать актив только целиком.
Представитель Аркадия Дворковича Алия Самигуллина сообщила
«Известиям», что обсуждение вопроса о возможной «расшивке» концерна
велось, но никаких официальных поручений отдано не было. За
разъяснениями она посоветовала обратиться в Минэкономразвития.
Получить комментарий в ведомстве не удалось. Не комментируют
ситуацию и в КТЗ.
Напомним также, что в 2010 году концерн получил кредит в ВЭБе на
сумму 15 млрд рублей. С начисленными процентами сумма долга на 1
марта составляла уже 18,5 млрд рублей. ВЭБ предупреждал
правительство: в случае если не все банки пролонгируют
синдицированный кредит и дисконт не будет получен, задолженность
КТЗ перед ВЭБом возрастет на 10,5 млрд рублей и составит 29 млрд
рублей.
Аналитик УК «Финам» Алексей Захаров объясняет позицию правительства
относительно концерна тем, что власти опасаются потери «контроля
над финансовыми потоками».
— Государство настойчиво стремится «держать под крылом» масштабные
бизнес-проекты, даже если они неприбыльны. За прошлый год КТЗ
получил в виде доходов от российских предприятий порядка 45 млрд
рублей — денежный поток весьма значителен. Новый владелец с высокой
вероятностью будет реструктурировать бизнес, пытаясь избавиться от
убыточных предприятий. Если это сделать не удастся, будет попытка
минимизировать убытки. В обоих случаях естественным решением будет
сокращение численности персонала неблагополучных заводов, а также
проектно-конструкторских подразделений, коих в КТЗ тоже немало, —
уверен эксперт.
Позиция банка, по его словам, тоже вполне очевидна. Для ВЭБа
производство — непрофильный актив, плюс ко всему часть его
предприятий находится в крайне сложной экономической ситуации.
Поэтому банк стремится его продать.
По мнению аналитика ИФК «Метрополь» Андрея Рожкова, позиция
государства наиболее разумна, так как преследует две цели: не
только решить финансовые проблемы активов, но и оставить эти активы
работающими — найти на каждый конкретный актив заинтересованного
инвестора, который бы занимался им дальше. Аналитик «Инвесткафе»
Андрей Шенк отметил, что, вероятнее всего, в концерн входят активы,
которые по различным соображениям (в том числе и со стратегической
точки зрения) правительство продавать не хочет — например, отдел
разработок и исследований, куда, возможно, вкладывались
государственные средства. В то же время продажа производственных
активов в частные руки могла бы привлечь инвестиции, считает
Шенк.
http://izvestia.ru/news/548373#ixzz2Q91xSF6s