Руководство компании готово на любой способ национализации,
лишь бы она прошла как можно быстрее
Даниил Шабашов
Вчера руководство ОАО «Волготанкер» призвало
государство национализировать пароходство. Менеджеры готовы на
любой способ передачи предприятия государству. По словам
председателя совета директоров «Волготанкера» Владимира Жукова,
данный шаг – единственный способ сохранить трудовой коллектив и
компанию, сумма налоговых претензий к которой превысила ее
стоимость. В противном случае компания прекратит существование как
единое целое уже в этом году. Участники рынка не уверены, что
чиновники согласятся с доводами судовладельцев. Эксперты считают,
что одним из вероятных исходов остается распродажа активов компании
для погашения налоговых долгов. ОАО «Волготанкер» является
крупнейшей в Европе судоходной речной компанией, занимается
перевозкой нефтеналивных грузов. Предприятие входит в группу
компаний «Волготанкер», которая объединяет 11 российских
судоходных, судостроительных, судоремонтных и сервисных компаний.
Менеджмент «Волготанкера» контролирует чуть менее 80% акций
компании, 20% акций принадлежит государству. В 2005 г.
«Волготанкер» сократил объем перевозок по сравнению с 2004 годом на
24%, до 5,5 млн тонн. В 2006 г., по прогнозам компании, объем
перевозок упадет на 30%, до 4 млн тонн, если «Волготанкер» не
сможет подготовить флот к летней навигации. В настоящий момент
компания располагает 353 судами, в том числе 204 танкерами. Общий
дедвейт судов составляет порядка 500 тыс. тонн. Практически все
имущество и более половины акций компании арестованы по искам
управления ФНС Самарской области в обеспечение налоговых претензий
на общую сумму более 3 млрд руб. Внимание со стороны налоговых
органов дорого обходится компании. Вчера председатель совета
директоров «Волготанкера» Владимир Жуков сообщил журналистам, что
из-за претензий ФНС компания не может осуществить подготовку к
летней навигации. Чтобы спасти положение, акционеры «Волготанкера»
готовы передать компанию государству, заявил г-н Жуков. «Для нас
единственный возможный вариант действий – передача пароходства под
контроль государству, – заявил он. – И как можно скорее». По словам
Владимира Жукова, только так можно будет сохранить «Волготанкер»
как судоходную компанию и ее трудовой коллектив, насчитывающий 10
тыс. человек. В компании готовы к любому способу передачи контроля
государству. По словам вице- президента по связям с общественностью
компании «Волготанкер-АМС» Андрея Клейменова, акционеры готовы как
продать свои акции «Волготанкера» государству, так и «отдать» их.
Единственное, чего хочет топ-менеджмент «Волготанкера», так это
осуществить сделку как можно быстрее. В компании отмечают, что ее
отношения с налоговыми органами реализуются по сценарию ЮКОСа.
Более того, менеджмент компании отмечает, что в доводах УФНС по
Самарской области «Волготанкер» называется структурой,
подконтрольной ЮКОСу, притом что компания неоднократно представляла
доказательства обратного. Наблюдатели соглашаются, что развитие
ситуации вокруг «Волготанкера» до мелочей напоминает «дело ЮКОСа».
«С арестованными активами компания практически не в состоянии
осуществлять операционную деятельность, а также брать кредиты на
пополнение отборных средств и подготовку судов к навигации, –
сказал RBC daily аналитик ИФК «Метрополь» Александр Жуков. – Ни
один банк не выдаст кредит компании, стоимость которой меньше, чем
предъявленные налоговые претензии». Между тем опрошенные
RBC daily участники рынка сомневаются, что призыв руководства
«Волготанкера» получит отклик государства. Для последнего, по
мнению Александра Жукова, имеет смысл оставить компанию в
существующем виде. «При этом государство может не быть прямым
собственником компании, а ее имущество может быть передано в
собственность близкой к государству компании», – отмечает
он. Однако на прошлой неделе Минэкономразвития внесло 20%
акций «Волготанкера», принадлежавших государству, в план
приватизации на 2006 год. «Логика данного шага, если бы государство
хотело сохранить компанию, совершенно не ясна», – отметил RBC daily
директор проектов информационно-аналитического агентства SeaNews
Алексей Безбородов. При этом в случае распродажи активов
«Волготанкера» за налоговые долги найти покупателей на них будет
непросто. По мнению Алексея Безбородова, все участники рынка речных
танкерных перевозок в настоящее время ожидают результатов судов по
налоговым искам к «Волготанкеру» и возможного выставления его
активов на продажу. «Но маловероятно, что налоговое преследование
компании было затеяно с целью распродажи имеющихся у компании судов
нескольким небольшим судовладельцам. В то же время для таких
гигантов, как «Совкомфлот» и «Новошип», было бы неэффективно
распыляться с морских на речные перевозки, даже несмотря на
прибыльность последних», – считает Алексей Безбородов.