Автор: Михаил Кукушкин
Рентабельноcть мировой авиации идет на
снижение
Международная ассоциация воздушного транспорта
IATA, опубликовавшая 20 сентября свой прогноз, предупреждает,
что экономика отрасли остается неустойчивой, и следующий, 2012 год,
будет еще труднее. В России эти тревожные мировые тенденции тоже
проявляются. Валовой доход отечественных авиаперевозчиков пока
растет, но рентабельность – уменьшается.
IATA объединяет 230 крупнейших коммерческих
авиакомпаний мира, которые вместе обеспечивают 93% регулярных
международных рейсов на Земле. Поэтому статистика этой
неправительственной организации и ее прогнозы с большой точностью
отражают состояние всего мирового рынка авиаперевозок. Свой
финансовый прогноз на текущий и на следующий годы IATA
обновляет каждые несколько месяцев. В прошлый раз она его объявляла
в июне. А вчера новый генеральный директор ассоциация Тони
Тайлер, впервые на этом посту, огласил самую свежую версию
прогноза. Согласно ей, дела в отрасли идут лучше, чем эксперты IATA
думали раньше.
Валовый доход мировой гражданской авиации в 2011
году, как ожидает ассоциация, составит $594 млрд. За вычетом
производственных расходов и налогов авиакомпаниям останется
$6,9 млрд чистой прибыли, что соответствует средней
рентабельности 1,2%. В июньском прогнозе эксперты предполагали, что
доход за год будет больше - $632 млрд, но чистая прибыль меньше -
$4 млрд, и рентабельность, соответственно, тоже ниже – 0,8%. Как
оказалось, авиакомпании, в среднем, сумели быстрее сократить
издержки и повысить эффективность своей работы, объяснил Тайлер.
Одновременно он предупредил: «Авиакомпании конкурируют в очень
жесткой среде. А 2012 год будет еще тяжелее».
Прогноз IATA по гражданской авиации базируется
на макроэкономической оценке среднемирового роста ВВП на 2,5% в
2011 году и 2,4% - в 2012-ом. Эксперты ассоциации указывают, что в
прошлом, как только темпы роста мирового ВВП оказывались ниже 2%,
гражданская авиация в целом становилась нерентабельной. «Мы будем в
опасной близости к этому порогу как минимум до конца 2012 года, -
сказал Тайлер. – Наша отрасль уязвима. Любая встряска
способна отправить нас в «красную» зону» (т.е. ввести в убыток –
«МН»).
IATA в своих прогнозах не выделяет отельной
строкой Россию. Но отечественные эксперты подтверждают, что
общемировые тенденции проявляются и у нас в стране. По итогам 2010
года валовый доход российских авиакомпаний оценивался в $16 млрд ,
при средней рентабельности 0,9%. В этом году доход у нас будет
больше процентов на 15, но рентабельность, возможно, снизится,
сказал МН директор Научного центра экономического мониторинга,
анализа и прогнозирования ГосНИИ ГА Александр Фридлянд. Таким
образом, пользуясь терминологией гендиректора IATA, российские
авиаперевозчики рискуют оказаться в «красной зоне» уже по итогам
2011 года.
«Основным фактором, подрывающим
рентабельность российских перевозчиков, стал быстрый рост стоимости
авиатоплива, которая за прошедшие три квартала поднялась процентов
на 30», - говорит старший аналитик ИФК «Метрополь» Андрей Рожков.
Однако, по его словам, этим не ограничивается негативное
воздействие экономической среды на гражданскую авиацию. «Быстрое
падение курса рубля по отношению к твердым валютам повышает
стоимость эксплуатации импортных воздушных судов для авиакомпаний,
которые летают внутри России и получают в основном рублевый
доход».
http://mn.ru/business/20110921/305118474.html