Отказ ВАЗа от «Элекс-Полюса» может открыть
вакансию в пуле его автоперевозчиков
Алиса Фиалко, Полина Ермалко
ОАО «АвтоВАЗ» может расторгнуть контракт на
автоперевозки с «Техновизой», аффилированной «Элекс-Полюсу». Это
станет третьим серьезным переделом рынка перевозок товарных
автомобилей автозавода за последние пять лет.
Первый прошел в 2004 году, когда автоперевозки
перешли под контроль группы СОК, получившей в оперативное
управление дочернее общество ВАЗа «АвтоВАЗТранс» (АВТ). В 90-е годы
бывший одной из крупнейших российских автотранспортных компаний АВТ
практически остался без активов, и его работа свелась к поиску
контрагентов и диспетчеризации. При СОКе окончательно оформилась
система, которая предполагала наличие генерального
агента-посредника между ВАЗом и автоперевозчиками, пула официальных
перевозчиков - определенного числа компаний, которые работают по
договорам с ВАЗом и, в свою очередь, перераспределяют часть
перевозок сторонним компаниям.
После смены команды топ-менеджеров ВАЗа (конец
2005 года) новые управленцы взяли на себя и управление АВТ, а в
2007 году поменяли посредника-генерального агента. В этом качестве
стало выступать ЗАО «АВТ-Финанс», дочерняя компания АВТ. До этого
статус официального перевозчика имели «СОК-Транс», «Стандарт-Лада»,
«Авто-Логистика», «Би-Транс», «Сибавто» и «Элекс-Полюс». Список
покинули «СОК-Транс» и «Авто-Логистика»
В 2008 году ВАЗ снова поменял приоритеты. Было
решено отказаться от генерального агента. ЗАО «АВТ-Финанс» было
исключено из списка структур, аффилированных ВАЗу. Была создана
отдельная логистическая служба, которую возглавил Олег Герась-кин.
Теперь участники пула напрямую заключают договоры с ВАЗом. По
информации СО, в пул вошли аффилированная «Элекс-Полюсу» компания
«Техновиза», «Стандарт-Лада», «Би-транс» и «Сибтранс»,
аффилированный другому бывшему партнеру ВАЗа, «Сибавто».
По информации СО, ВАЗ планировал пересмотреть
пул летом 2009 года и провел серию предварительных переговоров.
«Когда вице-президентом по управлению цепочкой поставок ОАО
«АвтоВАЗ» Олегом Гераськиным формировался пул перевозчиков,
определенные переговоры велись и с нами, - отметил глава
автомобильного холдинга «Автотрейд» Владимир Яркин. - Мы являемся
давними партнерами ВАЗа, однако с заведением договоров на
«АВТ-Финанс» прекратили эту работу. Теперь мы бы с удовольствием
вернулись в пул автоперевозчиков, но ВАЗ решил ограничиться до лета
старым пулом, так как идет снижение объемов производимой продукции.
Летом мы будем рады вернуться к переговорному процессу».
Теперь ВАЗ может ускорить поиск нового партнера
по автоперевозкам. «В ближайшее время может быть расторгнут
контракт с «Техновизой». ВАЗ уже отказался от услуг головной
компании, «Элекс-Полюса», - сообщил источник, знакомый с
ситуацией.
«Техновиза» столкнулась со сложностями еще во
втором полугодии 2008 года. Мы отказались от сотрудничества с ними
летом. Те, кто продолжил работу, сейчас имеют проблемы по оплате
своих услуг», - отмечает один из тольттинских автоперевозчиков. По
мнению аналитиков, сокращение доли автоперевозок из-за соглашения с
РЖД и снижения объемов производства может привести к тому, что в
пуле автоперевозчиков останутся только три игрока.
«ВАЗ обещал в 3 раза увеличить перевозки по
железной дороге, соответственно, автоперевозчики лишатся части
объемов, - считает Марина Иркли, аналитик по машиностроению и
транспорту ИК «Велес- Капитал». Если «Техновиза» может вслед за
«Элекс-Полюсом» лишиться договора с ВАЗом, у Яркина появятся шансы
занять освободившееся место в пуле», - считает аналитик.
«На 2009 год четыре компании
автоперевозчиков - количество адекватное, так как ВАЗ заключил
льготное соглашение с РЖД», - считает Михаил Пак, аналитик ИФК
«Метрополь».
В то же время аналитики считают главным
кандидатом на возможное вакантное место группу СОК.