Игра по новым правилам
Финансисты надеются, что единый регулятор упростит их работу
Севастьян Козицын, Александр Беккер, Андрей
Панов
Участники
финансового рынка надеются, что с появлением нового мегарегулятора
- Федеральной службы по финансовым рынкам - надзор за ними станет
более гибким, а сроки внедрения новых финансовых инструментов
сократятся. Но больше всего их радует то, что новое ведомство будет
только следить за соблюдением правил игры, устанавливать которые
будут Госдума и правительство. Во вторник президент Владимир Путин
упразднил Федеральную комиссию по рынку ценных бумаг (ФКЦБ).
Надзорно-контрольные функции ФКЦБ, а также функции по надзору за
пенсионными фондами, товарными биржами и аудиторами (см. врезку)
переданы Федеральной службе по финансовым рынкам (ФСФР). Новая
служба будет подчинена непосредственно премьер-министру Михаилу
Фрадкову. "Пока у нас нет кандидатур [на этот пост]", -
констатировал новый премьер Михаил Фрадков на пресс-конференции.
Председатель ФКЦБ Игорь Костиков больше недели находится в отпуске.
Нормотворческая деятельность на финансовом рынке - подготовка
законопроектов и подзаконных актов - перейдет в компетенцию
кабинета министров. Один из разработчиков президентского указа о
новой структуре органов исполнительной власти пояснил на условиях
анонимности, что издание нормативно-правовых актов будет
регулироваться законами и постановлениями правительства, которые
будут готовиться непосредственно в аппарате правительства.
Председатель думского комитета по собственности Виктор
Плескачевский считает правильным, что функции правоустановления
достанутся правительству, а не какому-то из министерств. "У этих
ведомств не хватит специалистов, - говорит он. - К тому же
предстоит большая работа по переводу нормативных актов бывшей ФКЦБ
в законы и постановления правительства". Топ-менеджеры
инвесткомпаний с восторгом встретили новость о том, что новый
регулятор будет наделен исключительно надзорными функциями. "Это
прекрасно, - говорит президент Brunswick UBS Марлен Манасов. -
Многие постановления, которые выпускали чиновники ФКЦБ, по сути не
зная правил игры на рынке, было невероятно трудно исполнять". Он
надеется, что передача нормотворческой деятельности на рынке в
аппарат правительства позволит избежать повторения подобной
ситуации. Топ-менеджер крупной инвесткомпании вспоминает, что
некоторые компании специально нанимали менеджеров для исполнения
постановлений комиссии, которая, по его словам, выпускала их, для
того чтобы искусственно ужесточить контроль за профучастниками.
ФКЦБ была и автором, и контролером крайне противоречивых
постановлений. С подачи комиссии парламент узаконил институт
финансовых консультантов, без подписи которых комиссия не
регистрировала проспекты эмиссий ценных бумаг. Большинство
участников рынка возмущались тем, что появление финконсультантов
привело лишь к росту трансакционных издержек, а экс-премьер Михаил
Касьянов в ноябре прошлого года поручил чиновникам подготовить
предложения по ликвидации этого института. Манасов надеется, что
новая система регулирования финансового рынка позволит увеличить
приток инвестиций в российскую экономику. Но он отмечает, что
реализация этих планов во многом будет зависеть от руководителя и
команды новой структуры. Гендиректор инвесткомпании
"Метрополь" Михаил Слипенчук поясняет, что рынку требуется единое
регулирование множества финансовых инструментов. Раньше МАП
контролировал оборот фьючерсов и опционов, а ФКЦБ - их базовый
актив - ценные бумаги. "Рынок переполнен денежной ликвидностью, и
новых инструментов не хватает, - говорит Слипенчук. - Надеюсь,
теперь их будут быстрее разрабатывать и внедрять".
Пресс-секретарь упраздненной ФКЦБ Светлана Подгорная отметила, что
создание ФСФР - логичный результат проведенной административной
реформы. А один из руководителей упраздненного антимонопольного
министерства сказал на условиях анонимности, что соединение функций
финрегулятора в ФСФР - "правильный и логичный шаг ". БЫВШИЕ
РЕГУЛЯТОРЫ: Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг (ФКЦБ)
разрабатывала законопроекты и издавала постановления, регулирующие
правила игры на фондовом рынке, следила за соблюдением
законодательства по ценным бумагам эмитентами, лицензировала и
контролировала деятельность брокеров и дилеров, управляющих
компаний, депозитариев и регистраторов, бирж, инвестфондов и др.
Министерство финансов надзирало за аудиторами, Министерство по
антимонопольной политике (МАП) регулировало биржевую торговлю
производными финансовыми инструментами и сырьевыми товарами, а
Минтруд осуществлял надзор за деятельностью негосударственных
пенсионных фондов.