Конструкторов АвтоВАЗа обязали к 1 мая придумать новый
внедорожник
Валерий Ульянов
В мае президент РФ Владимир Путин планирует
посетить Волжский автозавод. По информации «Времени», к визиту
высокого гостя ВАЗ должен представить проект внедорожника взамен
выпускаемой сейчас Lada 4х4 (ранее - «Нива»). При этом будут
использованы наработки опытно-промышленного производства
предприятия, а также часть комплектующих Lada 4х4. По мнению
экспертов, обязательство разработать внедорожник к маю является
невыполнимым. Легковой автомобиль повышенной проходимости ВАЗ-2121
«Нива» выпускается АвтоВАЗом с 1977 года. Его кардинальными
отличиями от существовавших в то время вездеходов были несущий
кузов и постоянно включенный привод всех колес (у внедорожников до
«Нивы» такой был только у Range Rover) с межосевым блокируемым
дифференциалом. Еще одна его особенность - использование узлов
легковых машин. За 25 лет «Ниву» несколько раз модернизировали. В
1994 году 2121 была заменена модификацией 21213, позже появилась
модель 21214 (отличается моновпрыском вместо карбюратора). Со
сменой руководства ОАО «АвтоВАЗ» изменились и планы по развитию
предприятия. Новый генеральный директор завода Игорь Есиповский на
прошлой неделе заявил о том, что будут разработаны четыре новые
платформы автомобилей, в том числе внедорожник. По неофициальной
информации, в мае этого года Волжский автозавод в рамках своего
визита в Тольятти планирует посетить президент РФ Владимир Путин.
Как стало известно «Времени», новые собственники завода поставили
перед конструкторами ВАЗа задачу именно к приезду президента
разработать новую модель внедорожника взамен Lada 4х4 и провести ее
презентацию перед Владимиром Путиным. По словам источника, близкого
к теме, АвтоВАЗ уже давно ведет самостоятельные разработки нового
автомобиля, и сейчас на опытно-промышленном производстве имеется
несколько видов корпусов и ходовых, разработанных на базе «Нивы».
По всей видимости, именно они и будут использованы, чтобы к приезду
Путина можно было показать концепцию нового автомобиля. Кроме того,
появилась неофициальная информация о том, что специалистам ВАЗа
помогут инженеры немецкой компании Porsche. По мнению
аналитика ИФК «Метрополь» Александра Жукова, разработать новый
внедорожник в такие короткие сроки не представляется возможным. «У
именитых мировых автопроизводителей на разработку принципиально
новых моделей уходит 4-5 лет», - отмечает Александр Жуков. Он также
отметил, что ничего перспективного из проекта, где в качестве базы
используется «Нива», получиться не может. По мнению экспертов,
разработка нового внедорожника к маю этого года станет своеобразной
«потемкинской деревней» ОАО «АвтоВАЗ». «К тому же из-за
коротких сроков разработки у автомобиля будет куча «детских»
болезней», - отметил один из аналитиков. Пока ясно одно - с
появлением нового внедорожника с рынка уйдет недорогой автомобиль
Lada 4х4, чью нишу моментально займет Chevrolet Niva производства
СП «GM-АвтоВАЗ». В настоящий момент между вазовской Lada 4х4 и
Chevrolet Niva идет жесткая борьба за покупателя. Практика
показывает, что и ту, и другую покупают любители охоты, рыбалки и
загородного отдыха. По мнению экспертов, «Нива» характеризуется
невысокой ценой, простотой конструкции. К плюсам Chevrolet Niva
можно отнести наличие гидроусилителя, современный внешний вид.
Сколько будет стоить новый автомобиль АвтоВАЗа, эксперты
затрудняются предположить. Возможно, нишу недорогого внедорожника
займет Chevrolet Niva, а АвтоВАЗ поставит на конвейер более дорогую
модель, которая попытается конкурировать с кроссоверами-иномарками.
Следует отметить, что выпуск внедорожников последние годы является
одной из наиболее болезненных проблем Волжского автозавода.
Подписание соглашения между ОАО «АвтоВАЗ» и компанией General
Motors о создании совместного предприятия – «GM-АвтоВАЗ» - положило
начало противостоянию вазовской «Нивы» и Chevrolet Niva. Согласно
дополнительному пункту договора АвтоВАЗ должен был прекратить
выпуск своего внедорожника по мере наращивания объемов производства
Chevrolet Niva. В апреле 2002 года вице-президент по производству
АвтоВАЗа Михаил Добындо заявил, что производство «Нивы» завершат в
2006 году. Выпуск этих внедорожников должен был сокращаться
пропорционально наращиванию производства продукта совместного
предприятия «GM-АвтоВАЗ» - внедорожника Chevrolet Niva. В декабре
2002 года вице-президент АвтоВАЗа по маркетингу, сбыту и
техническому обслуживанию Владимир Кучай сообщил, что «Ниву» будут
производить лишь в первом полугодии 2003 года. Но ситуация на
авторынке показала, что вазовская «Нива» пользуется спросом.
Поэтому руководством АвтоВАЗа было принято решение о восстановлении
прав на выпуск «Нивы». В декабре 2003 года заводу помогло
министерство по антимонопольной политике, предписав убрать из
договора злосчастный пункт, а в мае 2004 года Арбитражный суд
Москвы подтвердил решение министерства. С этого момента начался
постепенный рост объемов производства вазовских «Нив». На этот год
запланирован выпуск 28,5 тысячи машин. С этого года внедорожники
ВАЗа стали носить название Lada 4х4 вместо ВАЗ-21213 «Нива».
Согласно условиям соглашения между ОАО «АвтоВАЗ» и корпорацией
General Motors знаменитое название внедорожника теперь принадлежит
GM и используется только на автомобиле Chevrolet Niva СП
«GM-АвтоВАЗ». Согласно официальным заявлениям руководства ОАО
«АвтоВАЗ», новая модель будет разработана в течение трех лет. При
этом высказываются мнения, что в этом специалистам ВАЗа помогут
инженеры немецкой компании Porsche. Последняя известна тем, что
выпускает спортивный внедорожник Porsche Cayenne, стоимость
которого начинается от 56 тысяч евро. В связи с этим возникает
вопрос о том, какой именно внедорожник Porsche поможет разработать
АвтоВАЗу.