Новости
11  Мая  2009
ЭКСПЕРТ-ВОЛГА: Выбирайтесь своей колеей

Господдержка не заменит поволжским автопроизводителям здоровый рыночный спрос. Для поддержания объемов продаж на падающем рынке автозаводам придется искать новые для себя решения, способные заинтересовать различные категории потребителей. Этот год покажет, чья управленческая команда является более сильной и грамотной

Галина Щербо

В конце прошлого года аналитики ожидали, что падение продаж на автомобильном рынке в первом полугодии составит 40−50%. Сейчас этот прогноз можно назвать консервативным. По данным Минэкономразвития, производство легковых машин сократилось на 62,9% — до 123 тыс. штук.

Просели прежде всего российские брэнды: автомобилей отечественных производителей выпущено на 71,6% меньше — 57,2 тыс. АвтоВАЗ снизил выпуск на 71,2% — до 52,88 тыс. штук, на УАЗе снижение производства составило 79,1%, ульяновский завод выпустил 1336 машин. Горьковский автозавод практически прекратил производство легковых автомобилей: с конвейера сошло лишь 187 Volga Siber.

В сегменте коммерческих автомобилей позиции ГАЗа лучше, чем у конкурентов. Этот рынок в целом упал на 65,9% по сравнению с четвертым кварталом 2008 года. Продажи автомобилей, произведенных в рамках СП с иностранными автоконцернами (в частности, Hyundai, Isuzu, FIAT), снизились чуть больше среднего - на 66,7%. При этом розничные продажи ГАЗа сократились на 59,1% и рыночная доля дивизиона коммерческих автомобилей увеличилась по сравнению с концом прошлого года с 49,5% до 60%.

Автозаводы сдаваться не хотят. Обещанная госпомощь еще не дошла до автопроизводителей. Не рассчитывая на поддержку извне, компании принимают свои меры по стимулированию спроса и наращиванию продаж.

Ценовые вариации

С начала 2009 года реально действует только одна мера господдержки автопрома - повышенные ввозные пошлины на импортные автомобили. Однако в ближайшее время протекционизм государства вряд ли поможет российским автозаводам увеличить продажи, считает Олег Марков, директор по реализации и маркетингу ООО «Коммерческие автомобили» (входит в «Группу ГАЗ»). По его словам, готовящееся повышение не было тайной, и в течение декабря и первой декады января в Россию было ввезено импортной техники значительно больше среднегодовых показателей. Сейчас ее достаточно, чтобы безубыточно торговать в течение 9−10 месяцев, сохраняя возможность удерживать цены, номенклатуру и более привлекательные предложения рынку.

В ответ автозаводы стараются завоевать лояльность потребителей при помощи различных скидок и бонусов. В конце прошлого года ГАЗ, пытаясь сохранить на плаву производство Volga Siber, продавал авто по специальным ценам. АвтоВАЗ сейчас проводит акцию, предлагая автомобили 2008 года выпуска по ценам, сниженным на 20−42 тыс. рублей. Среди прочих завлекалок для покупателей - бесплатное первое техобслуживание, КАСКО, бензин в подарок.

Ведущий аналитик банка «Петрокоммерц» Алексей Бизин считает такие меры стимулирования продаж временными: снижение цен в форме скидок, бесплатных опций в автомобиль, льготного КАСКО было актуально в начале года для того, чтобы в какой-то мере разгрузить склады заводов. В дальнейшем применение такой практики пойдет на убыль, считает аналитик.

Заводы идут на удешевление продукции, готовя к выпуску бюджетные модели в минимальной комплектации. ГАЗ намерен уже к концу этого года выпустить легкий грузовик «Газель-агро» для фермеров не дороже шести тысяч долларов. Сверхдешевый отечественный автомобиль на платформе Lada Kalina собирается создать АвтоВАЗ, чтобы заменить им всю «классику» и семейство Samara. Тольяттинские производители намерены удержать цену новинки не выше 200 тыс. и планируют за счет сокращения издержек удешевить авто до 180 тыс. рублей. Пока это только декларация, так как для обновления модельного ряда на этой платформе заводу понадобится года полтора, а к тому времени авторынок наверняка станет другим. Но «классику» нужно менять, признает Михаил Пак из компании «Метрополь»: даже если сделать глубокий рестайлинг, она все равно будет восприниматься как рудимент.

Ответом будущим вызовам авторынка должна стать новая вазовская модель на платформе Renault, которую завод планирует запустить в конце 2011 года. АвтоВАЗ объявил о приобретении лицензии автомобиля класса «В» разработки Renault и рассчитывает таким образом сделать шаг к использованию совместной платформы.

Неторопливый госзаказ

С предоставлением госзаказа поволжским автозаводам тоже пока непросто. Правительство продекларировало выделение 12,5 млрд рублей на закупку транспорта для государственных и муниципальных нужд, Минздраву выделено 3,7 млрд руб-лей бюджетных средств на импортозамещение. Часть этих денег, скорее всего, получат производители спецтехники. Но пока это шкура неубитого медведя, и представители ГАЗа, например, не хотят прогнозировать, какую долю госзаказа получит группа.

По словам Олега Маркова, основной объем поставок по госзаказу переносится на вторую половину года: государственный бюджет текущего года был окончательно утвержден только в конце марта, поэтому деньги на госзакупки начнут выделяться позже, чем обычно. Секвестирование бюджета привело к сокращению контрактов отраслевых ведомств для ГАЗа. В частности, холдинг не получил на этот год заказ Минобороны, традиционного потребителя газовской автотехники. Поэтому коммерсанты ГАЗа активно ищут выходы к новым заказчикам. Как сообщил Олег Марков, сейчас прорабатывается контракт на поставку 500 автомобилей «Дорожный мастер» на базе «Газелей» для строительно-дорожного сектора. В качестве заказчика и в ближайшем будущем, и на более отдаленную перспективу рассматривается Почта России. В апреле началась реализация первого контракта на 378 автомобилей. Готовится новый контракт 2009 года еще на тысячу машин. С отраслевыми клиентами работает и АвтоВАЗ, который в этом году поставит 568 автомобилей Минздраву для ветеранов и инвалидов.

По лизинговым схемам ГАЗ готов поставлять строительно-дорожную технику — при участии Государственной транспортной лизинговой компании. ГАЗ получил также часть бюджета «Росагролизинга» на поставку 400 единиц техники для ключевых регионов сельскохозяйственного производства. В реестр поставщиков «Росагролизинга» в феврале был включен и УАЗ. Ведущий эксперт «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов считает, что таким способом УАЗ может продать около шести тысяч автомобилей, и это наряду с госзаказом в объеме 3,5 тыс. автомобилей позволит удержаться в этом году на докризисном уровне производства.

Продажа в лизинг через госструктуры обеспечит поволжским производителям коммерческой автотехники некоторый дополнительный объем продаж, но на широкое распространение лизинговых схем вряд ли стоит рассчитывать, предупреждает Баранов. У лизинговых компаний те же трудности с получением банковского кредитования, что у всех участников рынка, и гарантировать растущий сбыт для юрлиц вряд ли удастся.

Нагружают сети

Резкое сокращение кредитного рынка ударило как по розничным покупателям, так и по дилерам автозаводов. Как сообщил Олег Марков, если в прошлом году с помощью кредитных схем продавалось около 40% всей автотехники группы, сейчас эта доля составляет всего 3−5%. В Нижнем Новгороде с дилерами ГАЗа еще недавно работало 25 банков. Сегодня 75−80% кредитных линий для дилеров сосредоточено в одном кредитном учреждении — Сбербанке России.

Двукратное удорожание кредитов ведет к нулевой и даже отрицательной эффективности бизнеса дилеров. Из-за финансовых проблем 20 компаний-партнеров ГАЗа, например, сегодня не в состоянии продолжать бизнес, отметил Марков. От проблем не застрахованы даже такие гиганты рынка, как компания «Элекс-Полюс». В конце прошлого года ее финансовое положение резко ухудшилось, с ней расторгли дилерские контракты все партнеры: группа «СОК» (модели KIA), «Соллерс» (FIAT, УАЗ), ГАЗ, ТагАЗ (Hyundai) и UZ-Daewoo. А в феврале от поставок через «Элекс-Полюс» отказался и АвтоВАЗ, который до кризиса продавал через этого дилера 8−9% своих автомобилей.

В этом году дилерская сеть ГАЗа на четверть обновится, сообщил Олег Марков. К тому же дилерам в новых экономических условиях придется диверсифицировать свой бизнес, увеличивая доходы за счет продажи подержанных авто, развития сервисных услуг, увеличения объема продаж запасных частей. На это нацеливает своих партнеров «Группа ГАЗ», которая также собирается зарабатывать на послепродажном обслуживании автомобилей. Как сообщал ранее председатель правления группы Сергей Занозин, в идеале доходы от сервисной составляющей в этом году должны сравняться с выручкой от прямых продаж.

Ведущий аналитик банка «Петрокоммерц» Алексей Бизин считает, что автозаводам в условиях кризиса следует отказаться от наращивания объемов выпуска, чтобы избежать затоваривания. Оптимальная сбытовая политика, по мнению аналитика, должна стимулировать дилеров на строительство крупных технических центров обслуживания. Товаропроводящая сеть становится, таким образом, еще и сервисной, что позволяет производителям наращивать поставки на более емкий вторичный рынок.

«Группа ГАЗ» готова поддержать продажи и собственными программами по субсидированию процентных ставок по автокредитам. В апреле она заключила соглашения с ВТБ-24, Россельхозбанком и Русфинанс-банком, гарантирующими предоставление кредитов на покупку всей газовской техники у официальных дилеров группы. ГАЗ будет компенсировать часть процентной ставки по кредитам, предоставляемым банками-партнерами. По кредитам на покупку легких коммерческих грузовиков в ВТБ-24 и Россельхозбанке компенсация составит 5%, в Русфинанс-банке — 6,47%. Проценты по ссудам на покупку Volga Siber через Русфинанс-банк ГАЗ готов компенсировать полностью.

ГАЗ начинает также продажу автомобилей, бывших в употреблении. Пилотные проекты реализуются уже в семи российских городах. С июля в эту работу будет вовлечена вся сеть. К концу 2009 года автохолдинг рассчитывает увеличить долю продаваемых в кредит грузовиков в общем объеме реализации с 5% до минимум 15%, Volga Siber  с 10% до 20%, сообщил Олег Марков.

Манит «берег турецкий»

При падающем спросе автозаводы пытаются найти новые рынки сбыта своей продукции. Так, КамАЗ подписал с индийской Vectra Group соглашение о создании совместного предприятия по производству грузовиков для индийского рынка. Этот инвестпроект окажется не слишком затратным для татарстанского производителя: скорее всего, КамАЗ внесет в капитал СП не финансовые, а интеллектуальные и технические ресурсы. Ожидается, что завод мощностью пять тысяч грузовиков в год начнет работать уже в конце 2009 года.

Для КамАЗа подобное соглашение — попытка расширить область сбыта, несмотря на кризис. Автозавод активно ищет покупателей и в странах ближнего зарубежья, где реализуются крупные инфраструктурные проекты. В частности, в феврале КамАЗ получил заказ на поставку в Туркмению в 2009 году более тысячи единиц автомобилей и спецтехники, один из крупнейших потребителей - концерн «Туркменгаз».

ГАЗ активизировал отношения с Ираном, которому этом году поставит пять тысяч автомобилей. Еще одно экспортное направление - Сирия. Контракт с министерством обороны этого государства подписан еще в прошлом году - поставки начались в этом. Первые 378 машин уже отправлены. Сейчас готовится еще один контракт на тысячу единиц автотехники - в основном это грузовики «Садко», частично - «Газели». Окончательное решение будет принято по итогам поставки первой партии.

 

 

Предыдущая новость    Следующая новость



Оставить комментарий
Тема:
Комментарий:
  Оставить комментарий
Зарегистрироваться
Логин:
Пароль:
  Зарегистрироваться
Оформить подписку


проголосовать
результаты опроса


ИФК «МЕТРОПОЛЬ» уделяет серьезное внимание осуществлению благотворительной деятельности. За последние 2 года было реализовано более 30 благотворительных проектов
ИФК «МЕТРОПОЛЬ» уделяет серьезное внимание осуществлению благотворительной деятельности. За последние 2 года было реализовано более 30 благотворительных проектов

подробнее
Федерация Кёкусин-кан каратэ-до России была создана в 2004 году и входит в Международную организацию Кёкусин-кан каратэ-до
Федерация Кёкусин-кан каратэ-до России была создана в 2004 году и входит в Международную организацию Кёкусин-кан каратэ-до

подробнее
О партнерстве | Пресс-центр | Спонсорство и благотворительность
Инвестиции и финансы | Промышленность | Спорт | О Проекте | Контакты
Карта сайта
Сайты группы «МЕТРОПОЛЬ»
Copyright © 2005 Все права защищены
ООО «ИФК «МЕТРОПОЛЬ»
Лицензии: № 077-06136-100000, № 077-06159-010000, № 077-06168-001000 от 26 августа 2003г., № 077-06194-000100 от 02 сентября 2003г.,
№ 650 от 16 апреля 2004г., № 3185 от 25 ноября 1999г., № 21-000-1-00119 от 23 мая 2003г., № 077-07215-001000 от 9 декабря 2003г.