Первым зарубежным активом ОАК может стать
чешская Aircraft Industries — производитель популярных в СССР
самолетов L 410. Продать ее корпорации готова УГМК
Александра Терентьева, Алексей
Никольский
В подготовке статьи участвовали Ирина Малкова,
Денис Вараксин
Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК)
ведет переговоры о присоединении к ней чешской Aircraft Industries,
51% которой принадлежит УГМК, сообщил вчера президент ОАК Алексей
Федоров. По его словам, эту сделку предложили акционеры УГМК. Схема
сделки сейчас обсуждается: возможно, акции чешской авиастроительной
компании будут обменяны на бумаги самой ОАК, передает «Интерфакс».
Представитель УГМК от комментариев отказался.
Aircraft Industries была создана на базе
чешского аэрозавода Let, на котором в советские годы производились
ближнемагистральные самолеты, в частности L 410. Основным рынком
сбыта для авиастроителя был СССР (всего он купил 1000 L 410 из
произведенных 8000). Специализация Aircraft Industries не
изменилась — компания по-прежнему производит малые самолеты (см.
врез).
На авиакосмическом салоне МАКС-2009 Aircraft
Industries представила модернизированную модель L 410 — L 410
UVP-E20. Он отличается от своего предшественника современной
электроникой (возможна в двух вариантах: цифровой и аналоговой), а
его двигатель обладает межремонтным ресурсом в 3000 часов, сообщает
УГМК. В своей базовой (аналоговой) комплектации самолет L 410
UVP-E20 стоит около 2,4 млн евро, с цифровой электроникой — около
2,6 млн евро. Серийное производство пока не налажено, но лайнер
имеет сертификат летной годности. По мнению Федорова, заказчиками
таких самолетов могут стать региональные перевозчики в Сибири и на
Дальнем Востоке, где, «чтобы проехать по сибирским дорогам тысячи
километров, нужно хорошее здоровье».
Именно в расчете на развитие региональных
перевозок УГМК прошлым летом купила контрольный пакет Aircraft
Industries у чешского холдинга Pamco Int. Сумма сделки не
разглашалась. Металлургический холдинг планировал создать в
Свердловской области собственную авиакомпанию и развивать на Урале
региональные авиа- и вертолетные перевозки, бизнес-авиацию. Сейчас
эти планы в компании не комментируют.
Региональные перевозки не самый интересный
сегмент авиабизнеса, тем более для непрофильного инвестора,
предполагает аналитик «Уралсиб кэпитал» Анна Куприянова. К тому же
сама УГМК переживает тяжелые времена, добавляет аналитик Unicredit
Securities Марат Габитов: спрос и цены на медь упали в несколько
раз. Даже если при нынешней цене в $6000 за 1 т компания прибыльна,
инвестиции в авиастроение будут для нее обузой, считает эксперт.
Обмен контрольного пакета на небольшую долю в ОАК не характерный
ход для УГМК, но, возможно, компания надеется на IPO
авиастроительной корпорации, предполагает Габитов. Заказы на
самолеты Aircraft Industries могут появиться не раньше чем через
2-3 года, ведь сейчас авиакомпании пытаются отложить уже
подписанные контракты на поставку самолетов, напоминает аналитик
ИФК «Метрополь» Надежда Тимохова.