Компания построит производство в Индии и порт
на Дальнем Востоке
Дмитрий Смирнов
«Мечел» решил сам создать иностранного
потребителя для угля своих якутских месторождений. Компания
построит в Индии коксохимическое предприятие, которому будет
поставлять 10 млн т угля в год. Для доставки сырья «Мечел» построит
новые портовые мощности на Дальнем Востоке. Отраслевые аналитики
согласны, что это необходимо, но считают более перспективным
расширение уже принадлежащего «Мечелу» порта Посьет.
Как сообщил вчера в ходе российско-индийского
форума по торговле и инвестициям заместитель гендиректора УК
«Мечел» по внешнеторговой деятельности Олег Розенберг, компания
ведет переговоры с потенциальными партнерами для реализации проекта
по строительству в Индии коксохимического производства. По планам
«Мечела», новое предприятие будет потреблять до 10 млн т
коксующегося угля и позволит группе перерабатывать уголь в продукт
более высокого передела — кокс, получая дополнительную прибыль.
Выбор региона обусловлен тем, что Индия,
переживающая бурный экономический рост, намерена к 2012 году
удвоить производство стали до 100 млн т. Россия по экспорту угля
занимает третье место после Австралии и Индонезии. Но в страны
Азиатско-Тихоокеанского региона уголь поставляют только
«Сибуглемет», «Распадская» и принадлежащий «Мечелу» «Якутуголь».
Получив осенью 100% в этой компании и контроль над «Эльгауглем»,
«Мечел» в перспективе планирует существенно увеличить добычу угля в
Якутии. Так, мощности «Якутугля» будут увеличены с 10 млн т в год
до 15 млн т. «Эльгауголь» должен быть запущен в 2011—2012 годах с
мощностью 9 млн т в год с последующим увеличением до 30 млн т.
Назвать компании, с которыми ведутся переговоры
о проекте в Индии, господин Розенберг отказался. Однако уточнил,
что проект может быть реализован «Мечелом» как самостоятельно, так
и при участии индийских компаний. Обязательным условием возможного
партнерства будет получение российской компанией контроля в СП. По
словам главы департамента по международным отношениям и связям с
инвесторами «Мечела» Александра Толкача, «инвестиции в экономику
Индии при реализации проекта составят сотни миллионов долларов». В
настоящее время основным поставщиком коксующегося угля в Индию
является Австралия. Однако господин Толкач убежден, что поставки
российского угля в Индию перспективны из-за более низкой фрахтовой
ставки, чем при поставках из Австралии.
По мнению аналитика ИК «Антанта Пиоглобал»
Евгения Рябкова, «Мечел» правильно выбрал регион для строительства
нового производства: из Индии будет очень удобно поставлять кокс на
быстро развивающийся рынок стран Ближнего Востока, а также Японию и
Китай. Как отмечает Игорь Нуждин из банка «Зенит», проект явно
задумывался под запуск «Эльгаугля» (освоение Эльгинского
месторождения только начинается), поэтому реально вся цепочка
заработает через пять-шесть лет. Аналитик ИФК «Метрополь»
Максим Худалов допускает, что участием в проекте может
заинтересоваться Лакшми Миттал, чье предприятие Arcelor Mittal
сейчас закупает угли «Мечела» в Украине.
Аналитики сходятся во мнении, что во многом
реализация проекта будет зависеть от решения вопроса
транспортировки угля в Индию. Источник „Ъ“, знакомый с планами
«Мечела», отмечает, что компания уже ищет на Дальнем Востоке
площадку для строительства нового порта для перевалки угля. В
пресс-службе «Мечела» не подтвердили и не опровергли эту
информацию. Компания уже контролирует порты «Посьет», «Камбарка» и
«Темрюк-Сотра». Через дальневосточный «Посьет» идут поставки
коксующегося угля в Японию и Южную Корею. В планах компании довести
пропускную способность порта до 7 млн т угля, чего явно
недостаточно для перевалки требуемого объема с учетом индийского
проекта.
Строительство нового порта с перевалкой 3—5 млн
т, по подсчетам директора аналитического департамента УК
«Ингосстрах — Инвестиции» Евгения Шаго, может обойтись «Мечелу» в
$120—150 млн с учетом подъездных железнодорожных путей и
сопутствующих объектов инфраструктуры. «Но целесообразнее просто
построить угольный терминал в том же порту Посьет»,— считает
аналитик. Глава исследовательского агентства Infranews Алексей
Безбородов считает, что сумму инвестиций можно уменьшить в
несколько раз, если строить на новом месте только угольный
перевалочный терминал без полноценного причального комплекса.