Но управлять им будет Magna
Дмитрий Ъ-Беликов, Седа Ъ-Егикян
Покупателями немецкого Opel станут канадская
Magna и российский Сбербанк, аванс за его контрольный пакет они
внесут уже завтра. Сбербанк станет одним из ключевых акционеров
Opel, однако определять его стратегию будет Magna, которая не
получит и блокирующего пакета немецкого автопроизводителя. Ключевым
рынком для Opel должна стать Россия, где бренд должен занять до
20%, что означает увеличение его нынешней рыночной доли на
порядок.
О том, что покупателями контрольного пакета
акций Opel станут канадская Magna и российский Сбербанк, в субботу
заявила канцлер Германии Ангела Меркель. Она уточнила, что подобную
сделку поддерживает правительство Германии и что президент США
Барак Обама в ней также заинтересован. Соруководитель Magna Зигфрид
Вольф сказал, что компания завершит сделку с General Motors (GM,
продавец 100% акций Opel) в течение четырех-пяти недель, а
предоплату за покупаемые бумаги в размере €300 млн внесет уже
завтра (всего Magna инвестирует в Opel около €500 млн). Когда и как
будет оплачивать свою долю Сбербанк, не уточняется, а в самом банке
от комментариев отказались. Ранее Magna сообщала, что Сбербанк
станет одним из крупнейших акционеров Opel с долей, равной 35%
акций (сама Magna получит не более 20%). Еще 35% акций Opel
останутся у GM, а 10% -- у трудового коллектива.
На выходных GM провел предпродажную подготовку
Opel, передав 100% его акций во вновь созданный траст. Трастом
руководят пять человек, по два представителя от GM и правительства
Германии, независимый директор -- глава офиса Американской торговой
палаты во Франкфурте Фред Ирвин. Он же является председателем
траста. Акции Opel переданы в траст для того, чтобы обезопасить
активы немецкого автопроизводителя от возможного банкротства GM
(заявление о признании себя банкротом GM может подать уже сегодня).
На создании траста настояли власти Германии, которые выделяют Opel
кредит на сумму €1,5-4,5 млрд на пополнение оборотных средств. Дело
в том, что, по информации Die Welt, обеспечением по этому кредиту
станут "все материальные и нематериальные активы Opel", то есть
риск претензий по ним кредиторов GM должен быть исключен.
Максимальный срок работы траста -- шесть месяцев. Когда сделка
состоится и траст будет ликвидирован, держателем 35% акций Opel
будет уже "обновленный GM", то есть GM, переживший банкротство,
поясняют немецкие чиновники.
Несмотря на то что Сбербанк станет крупнейшим
владельцем Opel наряду с GM, он не будет определять его стратегию и
производственную политику. По словам премьер-министра земли Гессен
Роланда Коха, "российский партнер будет только держателем доли (в
Opel.-- "Ъ")", а "за руководство компанией будет отвечать Magna".
Аналитики уже отмечали, что Magna структурировала сделку крайне
выгодно для себя: именно от Magna исходила инициатива покупки Opel,
Magna будет руководить немецким автопроизводителем, но формально не
будет владеть даже его блокпакетом.
Покупая Opel, Magna и Сбербанк получат контроль
над восьмью производственными площадками в Германии, Бельгии,
Польше, Испании и Великобритании. В прошлом году они выпустили 1,47
млн машин. Magna может закрыть заводы в Бельгии и один завод в
Великобритании (там их два), сократив до 10-11 тыс. сотрудников
Opel (всего в Opel 55 тыс. человек). Штаб-квартира Opel останется в
Рюссельхайме, руководить Opel будет нынешний глава GM Europe
Карл-Петер Форстер.
Ключевым рынком для Opel должен стать
российский: в перспективе Opel должен занять на нем рыночную долю в
20%, заявляют в Magna. Это означает увеличение доли на порядок: по
итогам января-апреля 2009 года Opel занял не более 3% рынка
(фактические продажи -- 15,5 тыс. машин). Magna надеется нарастить
свою долю за счет партнерства с российской группой ГАЗ, которая
может предоставить ей конвейер Горьковского автозавода по сборке
легковых автомобилей (сейчас он выпускает седан Volga Siber,
мощность -- 160-180 тыс. машин в год). В группе ГАЗ подтверждают
лишь готовность стать индустриальным партнером Magna, но от
дальнейших комментариев отказываются.
Пока непонятно, как будет идти локализация
производства Opel в России и насколько реален объем выпуска в 180
тыс. машин, потому что продать такой объем на падающем авторынке
вряд ли реально, говорит Михаил Пак из ИФК "Метрополь". В любом
случае для российской автоиндустрии, в первую очередь для группы
ГАЗ, в этой сделке "больше плюсов, чем минусов", хотя бы потому,
что производство легковых автомобилей ГАЗа станет наконец-то
рентабельным. Михаил Лямин из Банка Москвы согласен с
коллегой, но "не совсем понимает, зачем сделка нужна Сбербанку,
который в Opel будет, скорее, спящим акционером".