Новости
1  Июня  2009
КОММЕРСАНТЪ Daily: Сбербанк завел Opel

Но управлять им будет Magna

Дмитрий Ъ-Беликов, Седа Ъ-Егикян

Покупателями немецкого Opel станут канадская Magna и российский Сбербанк, аванс за его контрольный пакет они внесут уже завтра. Сбербанк станет одним из ключевых акционеров Opel, однако определять его стратегию будет Magna, которая не получит и блокирующего пакета немецкого автопроизводителя. Ключевым рынком для Opel должна стать Россия, где бренд должен занять до 20%, что означает увеличение его нынешней рыночной доли на порядок.

О том, что покупателями контрольного пакета акций Opel станут канадская Magna и российский Сбербанк, в субботу заявила канцлер Германии Ангела Меркель. Она уточнила, что подобную сделку поддерживает правительство Германии и что президент США Барак Обама в ней также заинтересован. Соруководитель Magna Зигфрид Вольф сказал, что компания завершит сделку с General Motors (GM, продавец 100% акций Opel) в течение четырех-пяти недель, а предоплату за покупаемые бумаги в размере €300 млн внесет уже завтра (всего Magna инвестирует в Opel около €500 млн). Когда и как будет оплачивать свою долю Сбербанк, не уточняется, а в самом банке от комментариев отказались. Ранее Magna сообщала, что Сбербанк станет одним из крупнейших акционеров Opel с долей, равной 35% акций (сама Magna получит не более 20%). Еще 35% акций Opel останутся у GM, а 10% -- у трудового коллектива.

На выходных GM провел предпродажную подготовку Opel, передав 100% его акций во вновь созданный траст. Трастом руководят пять человек, по два представителя от GM и правительства Германии, независимый директор -- глава офиса Американской торговой палаты во Франкфурте Фред Ирвин. Он же является председателем траста. Акции Opel переданы в траст для того, чтобы обезопасить активы немецкого автопроизводителя от возможного банкротства GM (заявление о признании себя банкротом GM может подать уже сегодня). На создании траста настояли власти Германии, которые выделяют Opel кредит на сумму €1,5-4,5 млрд на пополнение оборотных средств. Дело в том, что, по информации Die Welt, обеспечением по этому кредиту станут "все материальные и нематериальные активы Opel", то есть риск претензий по ним кредиторов GM должен быть исключен. Максимальный срок работы траста -- шесть месяцев. Когда сделка состоится и траст будет ликвидирован, держателем 35% акций Opel будет уже "обновленный GM", то есть GM, переживший банкротство, поясняют немецкие чиновники.

Несмотря на то что Сбербанк станет крупнейшим владельцем Opel наряду с GM, он не будет определять его стратегию и производственную политику. По словам премьер-министра земли Гессен Роланда Коха, "российский партнер будет только держателем доли (в Opel.-- "Ъ")", а "за руководство компанией будет отвечать Magna". Аналитики уже отмечали, что Magna структурировала сделку крайне выгодно для себя: именно от Magna исходила инициатива покупки Opel, Magna будет руководить немецким автопроизводителем, но формально не будет владеть даже его блокпакетом.

Покупая Opel, Magna и Сбербанк получат контроль над восьмью производственными площадками в Германии, Бельгии, Польше, Испании и Великобритании. В прошлом году они выпустили 1,47 млн машин. Magna может закрыть заводы в Бельгии и один завод в Великобритании (там их два), сократив до 10-11 тыс. сотрудников Opel (всего в Opel 55 тыс. человек). Штаб-квартира Opel останется в Рюссельхайме, руководить Opel будет нынешний глава GM Europe Карл-Петер Форстер.

Ключевым рынком для Opel должен стать российский: в перспективе Opel должен занять на нем рыночную долю в 20%, заявляют в Magna. Это означает увеличение доли на порядок: по итогам января-апреля 2009 года Opel занял не более 3% рынка (фактические продажи -- 15,5 тыс. машин). Magna надеется нарастить свою долю за счет партнерства с российской группой ГАЗ, которая может предоставить ей конвейер Горьковского автозавода по сборке легковых автомобилей (сейчас он выпускает седан Volga Siber, мощность -- 160-180 тыс. машин в год). В группе ГАЗ подтверждают лишь готовность стать индустриальным партнером Magna, но от дальнейших комментариев отказываются.

Пока непонятно, как будет идти локализация производства Opel в России и насколько реален объем выпуска в 180 тыс. машин, потому что продать такой объем на падающем авторынке вряд ли реально, говорит Михаил Пак из ИФК "Метрополь". В любом случае для российской автоиндустрии, в первую очередь для группы ГАЗ, в этой сделке "больше плюсов, чем минусов", хотя бы потому, что производство легковых автомобилей ГАЗа станет наконец-то рентабельным. Михаил Лямин из Банка Москвы согласен с коллегой, но "не совсем понимает, зачем сделка нужна Сбербанку, который в Opel будет, скорее, спящим акционером".

 

Предыдущая новость    Следующая новость



Оставить комментарий
Тема:
Комментарий:
  Оставить комментарий
Зарегистрироваться
Логин:
Пароль:
  Зарегистрироваться
Оформить подписку


проголосовать
результаты опроса


Инвестиционная финансовая компания "МЕТРОПОЛЬ" - одна из ведущих российских инвестиционных компаний, входит в группу компаний "МЕТРОПОЛЬ". Работает на фондовом рынке России с 1995 г.
Инвестиционная финансовая компания "МЕТРОПОЛЬ" - одна из ведущих российских инвестиционных компаний, входит в группу компаний "МЕТРОПОЛЬ". Работает на фондовом рынке России с 1995 г.

подробнее
Федерация Кёкусин-кан каратэ-до России была создана в 2004 году и входит в Международную организацию Кёкусин-кан каратэ-до
Федерация Кёкусин-кан каратэ-до России была создана в 2004 году и входит в Международную организацию Кёкусин-кан каратэ-до

подробнее
О партнерстве | Пресс-центр | Спонсорство и благотворительность
Инвестиции и финансы | Промышленность | Спорт | О Проекте | Контакты
Карта сайта
Сайты группы «МЕТРОПОЛЬ»
Copyright © 2005 Все права защищены
ООО «ИФК «МЕТРОПОЛЬ»
Лицензии: № 077-06136-100000, № 077-06159-010000, № 077-06168-001000 от 26 августа 2003г., № 077-06194-000100 от 02 сентября 2003г.,
№ 650 от 16 апреля 2004г., № 3185 от 25 ноября 1999г., № 21-000-1-00119 от 23 мая 2003г., № 077-07215-001000 от 9 декабря 2003г.