Новости
6  Апреля  2009
SMART MONEY: Не в коня корм

Последние новости с АвтоВАЗа заставляют вспомнить поговорку об истории, которая не учит. Опять гигантская господдержка. А смысл?

Илья Хренников

Премьер Владимир Путин пообещал АвтоВАЗу беспрецедентную господдержку—115 млрд руб., или почти $3,5 млрд. Это, может, и немного по сравнению с $13,4 млрд, которые получила GM от американского правительства. Но для российского автопрома сумма неслыханная. Особенно учитывая, что всем остальным автопроизводителям—ГАЗу, ТагАЗу, «Соллерс» и другим—правительство выделило в сумме 10 млрд руб. Хотя вместе они производят столько же автомобилей, сколько АвтоВАЗ. Откуда такая несправедливость? Председатель совета директоров АвтоВАЗа Сергей Чемезов—личный друг Путина. Это многое объясняет. Но не все.

Все, кроме качества

Структуры Чемезова (тогда еще «Рособоронэкспорт») пришли на АвтоВАЗ в конце 2005 г. Сразу после этого Борис Алешин, на тот момент руководитель Федерального агентства по промышленности, попросил у правительства $5 млрд на поддержку автопрома. Большая часть денег предназначалась как раз АвтоВАЗу. Но тогда, несмотря на влиятельность Чемезова, Алешину отказали. Правительство, мол, и так помогло отрасли, повысив пошлины на подержанные иномарки. Просить еще и денег из бюджета—это уже перебор. Что изменилось сейчас? Возникла социальная напряженность. Из-за кризиса резко упал спрос на автомобили, АвтоВАЗ погряз в долгах. Более 100 000 работников перешли на неполный рабочий день либо рискуют и вовсе потерять работу. Значит, надо помогать. Да и вообще великая держава должна выпускать собственные автомобили.

Одна беда—поднять их качество до современного уровня до сих пор ни у кого не получалось. Ни у создателя Автомобильного всероссийского альянса (AVVA) Бориса Березовского, который на проект народного автомобиля сумел собрать всего $50 млн. Ни у экс-премьера Виктора Черномырдина, который в 1997 г. позволил АвтоВАЗу реструктурировать долги по налогам на 4,6 млрд руб. ($800 млн по тогдашнему курсу). На сэкономленные средства было запущено производство новой модели—«десятки». С 2003 г. правительство ввело драконовские пошлины на ввоз подержанных иномарок. Ценой разочарований сотен тысяч автолюбителей АвтоВАЗу удалось преодолеть спад продаж и запустить очередную новинку—Lada Kalina. По качеству она не дотягивает до западных аналогов, и даже небогатые предпочитают ей новые иномарки.

Кредит без возврата

Насколько эффективным окажется очередной путинский раунд поддержки АвтоВАЗа? В этот раз помощь будет по двум каналам—25 млрд руб. из бюджета и 90 млрд руб. в виде кредитов госбанков. Бюджетные деньги пойдут на погашение задолженности перед поставщиками (14 млрд руб.) и текущие расходы—выплату зарплат, покупку комплектующих и т. д. Чтобы не размыть долю Renault (владеет 25% АвтоВАЗа), придумана такая схема: бюджетные средства получат «Ростехнологии» и передадут их АвтоВАЗу в виде беспроцентной ссуды. «Видимо, эта ссуда будет не только беспроцентной, но и безвозвратной,—иронизирует аналитик ИФК “Метрополь” Михаил Пак.—Совершенно непонятно, за счет чего АвтоВАЗ будет отдавать эти деньги: за девять месяцев 2008 г. вся его операционная прибыль составила всего 3 млрд руб.». Впрочем, «Ростехнологии» считаются госкорпорацией и не обязаны будут возвращать деньги в бюджет.

Оставшиеся 90 млрд руб. АвтоВАЗу под проценты дадут госбанки. Два—ВТБ и Газпромбанк—уже согласились. Эта часть денег пойдет на реализацию инвестпрограммы АвтоВАЗа. Она предполагает выпуск новых моделей. В частности, народного автомобиля на платформе Renault и машины класса С+ (наподобие Skoda Octavia)—ее прототип уже имеется в гараже у Алешина, ныне президента АвтоВАЗа. «Разработать новый автомобиль стоит $1 млрд и выше. А АвтоВАЗу к тому же надо менять все оборудование на более современное,—говорит директор агентства “Автостат” Сергей Целиков.—Так что цифра инвестпрограммы—90 млрд руб.—не такая уж большая».

План-абстракция

Да и окажутся ли вложения эффективными? Эксперт Ernst & Young Иван Бончев отмечает: зарубежные страны стараются поддерживать не отдельных автопроизводителей, а новые разработки—гибридные машины, электромобили. А платформу Renault, на которую делает ставку АвтоВАЗ, последним словом техники не назовешь. Пока АвтоВАЗ запустит ее в производство (к 2013 г.), возможно, весь мир уже будет ездить на гибридах или просто на дешевых Volkswagen и Toyota, которые разрабатывают модели стоимоcтью $5000-7000.

Стоит вспомнить и отношение акционеров к проекту. В прошлом году «Ростехнологии» и «Тройка Диалог» выручили €660 млн от продажи 25% акций АвтоВАЗа компании Renault. Сам завод ничего не получил от сделки, а, наоборот, еще доплачивал Renault €220 млн за покупку ее платформы. Хотя, если бы продажу провели через допэмиссию акций, деньги бы получил сам завод, а не его акционеры. Возможно, тогда у АвтоВАЗа было бы меньше финансовых проблем, чем сейчас. Еще нюанс: в США, выделяя средства обанкротившимся автоконцернам, правительство требует от них конкретного плана действий. Так, Chrysler получит $6 млрд, только если договорится об альянсе с Fiat, который может поделиться с американцами дешевыми моделями. А глава GM Рик Вагонер, не сумевший улучшить ситуацию в компании, был недавно уволен. У АвтоВАЗа такой ответственности нет. Еще недавно его менеджмент всерьез озвучивал планы выпустить 600 000 машин в 2009 г. (по 50 000 в месяц), но за январь-март выпустил менее 90 000 машин. Алешин придумал антикризисный план, как сократить издержки на 19 млрд руб. Деталей, правда, не раскрывает. Но если расходы можно и впрямь так сильно урезать, то возникает вопрос: почему до сих пор менеджмент этим не занимался?

Предыдущая новость    Следующая новость



Оставить комментарий
Тема:
Комментарий:
  Оставить комментарий
Зарегистрироваться
Логин:
Пароль:
  Зарегистрироваться
Оформить подписку


проголосовать
результаты опроса


ИФК «МЕТРОПОЛЬ» уделяет серьезное внимание осуществлению благотворительной деятельности. За последние 2 года было реализовано более 30 благотворительных проектов
ИФК «МЕТРОПОЛЬ» уделяет серьезное внимание осуществлению благотворительной деятельности. За последние 2 года было реализовано более 30 благотворительных проектов

подробнее
Федерация Кёкусин-кан каратэ-до России была создана в 2004 году и входит в Международную организацию Кёкусин-кан каратэ-до
Федерация Кёкусин-кан каратэ-до России была создана в 2004 году и входит в Международную организацию Кёкусин-кан каратэ-до

подробнее
О партнерстве | Пресс-центр | Спонсорство и благотворительность
Инвестиции и финансы | Промышленность | Спорт | О Проекте | Контакты
Карта сайта
Сайты группы «МЕТРОПОЛЬ»
Copyright © 2005 Все права защищены
ООО «ИФК «МЕТРОПОЛЬ»
Лицензии: № 077-06136-100000, № 077-06159-010000, № 077-06168-001000 от 26 августа 2003г., № 077-06194-000100 от 02 сентября 2003г.,
№ 650 от 16 апреля 2004г., № 3185 от 25 ноября 1999г., № 21-000-1-00119 от 23 мая 2003г., № 077-07215-001000 от 9 декабря 2003г.