Место затопления легендарного корабля
отметили памятным знаком
Светлана Самоделова
В 1904 году в бухте Чемульпо экипаж крейсера
"Варяг" не спустил Андреевского флага перед четырнадцатью кораблями
противника. После ожесточенного сражения русские моряки предпочли
затопить корабль, но не сдаться врагу. Сто два года спустя
бело-голубой флаг был поднят на побережье Шотландии, где в
Ирландском море, недалеко от деревушки Ленделфут, нашел свой
последний приют легендарный крейсер.
30 июня - в День Военно-морского флота - на
месте гибели "Варяга" состоялось торжественное открытие памятной
доски.
- За один день у нас может смениться четыре
времени года, - шутят шотландцы. - Вы подарили нам целый день
лета!
Солнце действительно зависло, как на экваторе.
На покатый зеленый берег, где выстроился оркестр Военно-морского
флота, собралось, кажется, все графство Южный Эйршир. Легендарным
крейсером "Варяг", окончившим свой поход у местной деревушки, здесь
гордятся не меньше, чем в России.
- Это часть и нашей истории, - говорит член
общественного совета Алексия Принс.
Еще несколько лет назад в России мало кто верил,
что найдется место последнего затопления "Варяга". Но, как
рассказывает нам уроженка прибрежного городка Гирван Элизабет
Лэслв, местные жители всегда знали, что в море у деревни Ленделфут
лежат части боевого корабля.
- Души у русских моряков были, видно, светлые, -
вторит ей седенький Нил Бел. - Напротив Ленделфута среди рифов, где
покоится корабль, всегда хорошо ловилась рыба.
Старожилам известно, что в начале 20-х годов во
время отлива можно было наблюдать выступающий из воды остов
крейсера. Мальчишки подплывали к нему на лодках, поднимались на его
раскачивающийся корпус. Знали и то, что крейсер был продан на слом.
Следуя на буксире в Германию на разборку, он сел на камни и
затонул. С боевого корабля сняли всю верхнюю часть, а что не смогли
разобрать - взорвали, и останки корабля погрузились на дно.
В последние годы аквалангисты из рядом
расположенных городков частенько спускались на шестиметровую
глубину к могиле "Викинга", как в Шотландии именуют крейсер
"Варяг", и видели обломки нижней палубы и части паровых машин.
Бил и Стив, пришедшие на церемонию в шотландской
национальной одежде, рассказывают, как три года назад помогали
членам российской экспедиции в поисках "Варяга". С катера они
хорошо видели, как русские водолазы подняли со дна Ирландского моря
куски медных трубок, фрагменты механизмов, а главное – латунную
табличку с маркировкой американского завода в Буффало,
поставлявшего на "Варяг" паровые приводы и насосы. Сомнения, что на
дне около Ленделфута покоится легендарный крейсер, сразу
отпали.
Теперь место, где на глубине покоятся останки
корабля, отмечено буйком, на котором развевается Андреевский флаг.
А на берегу к огромному валуну прикреплена мраморная доска, где на
русском и английском языках указаны основные вехи истории крейсера.
Все затраты на проект взяла на себя одна из инвестиционных
финансовых компаний. Ее директор, Михаил Слипенчук,
рассказывает:
- У каждой страны есть свои национальные
символы, свои герои. В Британии, морской державе, это, например,
парусный линейный корабль "Мари Роз", который был поднят со дна и
стал памятником. Кроме этого, в Англии есть и корабли-памятники
более поздних времен - ветераны Первой и Второй мировых войн. Нам
показалось очень важным, что легендарный "Варяг" не исчез бесследно
в морской пучине. Имеется конкретное место, где он покоится. Мы
почувствовали, что люди должны иметь возможность поклониться
легендарному крейсеру. И хорошо, что в далекой Шотландии будет
частичка нашей Родины.
- Стоит ли поднимать "Варяг"? - спросили мы
приехавшего из Лондона на торжественное мероприятие
члена-корреспондента Российской академии наук Андрея Капицу.
- Многие годы могилой крейсеру было суровое
Ирландское море. Как настоящий боец корабль "не пошел" на
переплавку, лег на дно. Стоит ли тревожить его "прах"?
- Поднимать там нечего! - дополняет историк и
писатель Виктор Катаев. – На дне лежит груда металла - нижняя
палуба. Пусть в памяти потомков он останется боевым крейсером, про
который говорили: "Триумф искусства и техники".
Тральщик британских ВМС и два катера волонтеров
тем временем подходят к месту гибели "Варяга", сбавляют ход,
приспускают флаги. На волнах Ирландского моря раскачиваются венки.
Оркестр Военно-морского флота исполняет знаменитую песню "Варяг".
"Наверх вы, товарищи, все по местам! Последний парад наступает:" –
поют вместе с нами шотландцы.
В память об экипаже "Варяга" архимандрит Алексий
служит торжественный молебен. А мы вспоминаем, что легендарный
"Варяг" в свое время "спас" не менее легендарную "Аврору". В
послевоенные годы решили снять художественный фильм о подвиге
русских моряков при Чемульпо. Стали искать крейсер, похожий на
"Варяг". Тут-то и вспомнили об "Авроре". После ленинградской
блокады корабль находился в плачевном состоянии, и его хотели
разобрать на металл. Но для картины крейсер отремонтировали и после
съемок передали Нахимовскому училищу.
В Филадельфии, где был построен "Варяг", на
пожертвования русских моряков был возведен Андреевский собор.
Стараниями Павла Карноуха, отставного офицера военно-морского флота
США, а позже протодьякона Андреевского собора, в приделе храма был
открыт музей героического крейсера.
Теперь и местечко Ленделфут, где нашел свое
последнее пристанище "Варяг", будет отмечено памятной доской.
Данное мероприятие является составной частью всероссийской акции по
увековечению памяти легендарного крейсера. Уже в этом году будет
объявлен открытый конкурс на лучший проект памятника крейсеру
"Варяг".