Московский Сбербанк вводит комиссию за оплату коммунальных
услуг. С 1 мая доплата составит 3%, если вносить сумму через
операциониста, и 1 %, если платить самостоятельно, через терминал.
Раньше эти деньги Сберу доплачивал Банк Москвы в рамках
правительственной социальной программы. Сейчас комиссионные
переложили на плечи населения. Подробности у Аэлиты Курмуковой.
Комиссионное вознаграждение банку теперь платят не поставщики
услуг, а потребители. Такое решение приняло столичное
правительство, и Сбербанк уже объявил о процентах за оплату
коммунальных услуг. Через операциониста 3 %, через удаленные каналы
обслуживания 1%. Окончательные тарифы банк обещает огласить до 1
мая.
Сейчас Сбербанк пытается переориентировать плательщиков на
использование системы Сбербанк-онлайн, мобильный банк, банкомат или
информационно-платежный терминал, сообщили БФМ в пресс-центре
московского банка Сбербанка России:
"Людям, которые не хотят по какой-либо причине осваивать
технические средства оплаты, мы предлагаем один раз прийти в банк и
написать заявление об оплате коммунальных платежей через
долгосрочные поручения: платежи будут автоматически осуществляться
банком со счета клиента".
Эксперты говорят, что от такого решения банк больше проиграет,
чем выиграет. Клиенты оплачивали услуги ЖКХ через
операционные кассы, выстаивая многочасовые очереди, сейчас возможен
отток клиентов, и это уже репутационные потери, говорит заместитель
руководителя аналитического отдела ИФК "Метрополь" Марк
Рубинштейн:
"На этом Сбербанк может заработать прилично, но
имиджевые потери от этого будут значительно выше, поэтому, я думаю,
сейчас переговоры должны активизироваться по поводу или снижения
этой ставки или вообще ее отмены, потому что здесь Сбербанк может
потерять значительное количество клиентов именно по этой операции.
Это очень дорого и главным образом то, к чему не привыкло
население".
Сейчас между Сбербанком и "Банком Москвы", который ранее в
рамках правительственной социальной программы погашал комиссию
перед Сбербанком, идут переговоры о снижении стоимости услуг.
Комиссия может быть уменьшена на 1-1,5 процента. Пока же
за оплату коммунальных услуг надо будет отдавать 3 процента .
И при таком сценарии у других банков появится возможность поиграть
с тарифами, предложить более выгодные условия, считает директор
дирекции развития продуктов О Ти Пи банка Игорь Антонов:
"Сейчас банки практически этим направлением не занимались до
доминирующего положения Сбербанка, но, я думаю, что мы в ближайшее
время все скорректируем свою политику, постараемся что-то более
интересное предложить. В терминалах есть, как правило, определенный
фиксированный минимальный тариф за погашение, я думаю, что для
того, чтобы ему занять более существенное положение необходимо
будет этот тариф скорректировать".
Через терминалы комиссия составляет от 0-до 5 процентов,
есть некий минимум по фиксированной сумме. Если компания-оператор
поменяет свою политику, то у них есть достаточно большой шанс
захватить существенную долю рынка, считают экперты. Однако
генеральный директор компании ОСМП, платежный сервис "Киви" Владимр
Лопатин говорит, что за пользователя надо бороться не ценой, а
удобством сервиса:
"В данном случае это социальная услуга и как то играть на этом не
приходится, а нашу себестоимость мы тоже знаем, поэтому ценовой
войны мы не собираемся развязывать".
В феврале этого года Сбербанк уже ввел комиссию при оплате
счетов за потребление электроэнергии в Санкт-Петербурге. При
платежах менее тысячи рублей потребитель платит фиксированную
комиссию в 30 рублей, свыше 1000 рублей – комиссию в 3% от суммы
платежа. Согласно стратегии развития Сбербанка России до 2014 года
до 70% платежей будут выведены в удаленные каналы.