У Toyota есть план построить завод в России
Павер Мороз
Toyota намерена в 2008 году построить в России
завод, который будет выпускать модели Toyota Corolla и Toyota
Camry, сообщила японская деловая газета Nihon Keizai Shimbun. По
данным издания, на завод производственной мощностью 15 тыс. машин в
год автомобильный концерн планирует потратить около 100 млн.
долларов. Место под строительство окончательно не определено, хоть
выбор и не богат - или Нижний Новгород, или Московская область.
Toyota рассматривает российский авторынок как один из приоритетных.
Как пишет Nihon Keizai Shimbun, экономический рост привел к
увеличению в прошлом году спроса на автомобили в России на 10% - до
1,2 млн. машин, из которых шестая часть - иномарки. По данным
Минэкономразвития, ввозимые в Россию японские автомобили составляют
около 60% от общего числа поставляемых в страну иномарок. При этом
значительный процент приходится на импортированные из Японии
Corolla, Land Cruiser и Lexus. По данным экспертов, именно эти
модели, равно как и выпускающая их корпорация, лидируют в России по
продажам в сегменте рынка новых авто. По данным ООО "Тойота Мотор",
за первое полугодие 2004 года его дилерами и сервисными станциями в
России было продано 21 037 моделей Toyota и Lexus, что в 2,3 раза
больше, чем за аналогичный период 2003 года. Президент ООО "Тойота
Мотор" Томоаки Ниситани дал понять, что первоначальный годовой план
продаж, установленный на уровне 30 тыс. автомобилей, будет
существенно превышен: как минимум 40 тыс. автомобилей к концу 2004
года. Конкуренция в сегменте недорогих иномарок (стоимостью от 8 до
15 тыс. долларов) обострилась до предела. Сейчас Toyota обошла
своих ближайших корейских и американских конкурентов - Hyundai
(кстати, продавшей за первые три месяца 2004 года 3600 автомобилей;
при этом рост продаж составил 257,5%), Daewoo, Ford и General
Motors. Американские производители уже заявили, что в этом году
намерены увеличить продажи своих машин в России на 30%. Ford делает
ставку на всеволжские Focus (которые составляют 75% объема продаж
компании в России), планируя увеличить их производство на 37%. GM
борется за место под солнцем наводняя рынок совместными с ВАЗом
Chevrolet Niva, которых в этом году должно быть выпущено 60 тысяч.
В конце прошлого года руководство Toyota заявляло, что
строительство завода в России концерн начнет только после того, как
продажи достигнут 50 000 машин в год. В феврале 2004 года президент
компании Фуджио Чо в интервью британской The Times дал понять, что,
несмотря на неуклонный рост объема поставок автомобилей Toyota в
Россию, выручка от продаж пока не оправдывает строительства здесь
производственных мощностей. "Мы думаем, что в конце концов нам
придется построить в России завод, который может стать реальностью
в течение 10 лет", - заявил глава Toyota. Впервые, хоть и анонимно,
Toyota назвала конкретные сроки реализации проекта и размеры
инвестиций. Японское издание утверждает, что в течение 2004 года
планируется завершить все процедуры оформления документации и
приступить к непосредственному строительству завода. Компания
готова вложить в проект около 100 млн. долларов. Издание уточняет,
что это будет не СП, а завод, полностью управляемый менеджерами
корпорации. Место под строительство окончательно не определено; но
известно, что это будет или Нижний Новгород, или Московская
область. На первом месте, скорее всего, стоит все же Нижний: прибыв
туда с неофициальным визитом, председатель японской федерации
экономических организаций (по совместительству председатель совета
директоров Toyota) Хироси Окуда осмотрел площадку, прилегающую к
Горьковскому автозаводу, территорию Борского стекольного завода и
предприятие по сборке автомобильных салонов Lears. Аналитик ИФК "Метрополь" Денис
Нуштаев заявил Газете, что появление конкретных сроков и сумм в
заявлениях руководства Toyota в отношении строительства завода в
России весьма обнадеживает. "По сравнению с 60 млн. долларов,
которые собирается вложить Renault в производство новой модели
(мощностью 12 тыс. машин в год) на "Автофрамосе", 100 млн. долларов
- вполне достаточная сумма для создания концерном Toyota сборочного
производства в Нижнем Новгороде", - считает он. Говоря о 4-летнем
сроке, отмечает Нуштаев, Toyota спешить не собирается. "Если
говорить об отверточной сборке, то, может быть, 100 млн. долларов и
хватит. Но Toyota заявляет о строительстве нормального завода на 15
тыс. машин в год, который потребует как минимум в два раза больше
инвестиций", - возражает начальник аналитического отдела ИК
"Проспект" Наталья Одинцова. "Российский рынок для них хороший, и
это позитивный фактор. Но важно другое - на каких условиях
корпорация договорится с властью, - уточняет она. - Эту информацию
я склонна рассматривать как попытку прощупать почву и выразить
надежду на понимание". Впрочем, предыдущие попытки Toyota напомнить
о себе российским чиновникам большого успеха не имели. Еще прошлой
весной (кстати, все в той же Nihon Keizai Shimbun) появилась
информация, что Toyota Motor собирается строить в России завод для
производства внедорожников, который по плану должен заработать в
ближайшие три-четыре года.