Наталья Гриб, Кирилл Мельников
Правительство изменило порядок выплаты
роялти по двум проектам, реализующимся на условиях соглашений о
разделе продукции,— "Сахалин-1" и "Сахалин-2". По распоряжению
премьера Владимира Путина операторы этих проектов с 2011 года
должны будут выплачивать роялти в денежной форме, а не газом. По
мнению экспертов, это решение ставит под угрозу финансовую
стабильность проектов.
В опубликованном вчера распоряжении премьера
Владимира Путина говорится, что по предложению Минэнерго
государство с 2011 года будет получать роялти в счет платежей в
рамках проектов "Сахалин-1" и "Сахалин-2" в денежной форме.
Соглашение о разделе продукции (СРП) — это
договор между инвестором и государством, позволяющий инвестору
предпринимать крупные, долговременные и рискованные инвестиции.
Цель СРП заключается в определении условий и положений, относящихся
к разведке и разработке ресурсов путем замены существующего
налогового режима и режима лицензирования договорными положениями,
сохраняющими силу в течение всего времени осуществления проекта. С
мая 2009 года также распоряжением правительства операторы проектов
могли выплачивать госдолю продукцией. При этом в декабре 2009 года
"Газпром" был определен уполномоченной организацией по сбору
роялти. Предполагалось, что поступающий газ будет использоваться в
программе газификации Дальнего Востока.
В соответствии с СРП Россия сохраняет право
собственности на все нефтяные и газовые ресурсы в рамках проекта.
Компании, которые разрабатывают эти ресурсы, инвестируют капитал,
необходимый для разработки месторождений, и выплачивают России
бонусы. Однако главный минус СРП содержится в его базовом принципе:
государство получает свою долю прибыли от эксплуатации национальных
природных ресурсов только после того, как инвесторы возместят
собственные затраты. В случае увеличения расходной части российский
бюджет неизбежно несет потери. Ставка роялти по проектам СРП
разнится: "Сахалин-1" — 8%, "Сахалин-2" — 6%. При этом в СРП
записано, что приоритетными считаются расчеты в рамках проекта
газом (нефтью), а расчеты деньгами возможны, но указаны в качестве
крайней меры.
Проект "Сахалин-1" включает разработку
месторождений Чайво, Одопту и Аркутун-Даги с извлекаемыми запасами
307 млн тонн нефти и 485 млрд кубометров газа. Участники —
американская Exxon Neftegas Limited (30%, оператор проекта),
"Роснефть" (20%), индийская ONGC (20%) и японская Sodeco (30%).
В рамках проекта "Сахалин-2" осваиваются
Пильтун-Астохское и Лунское месторождения с извлекаемыми запасами
150 млн тонн нефти и 500 млрд кубометров газа. Акционеры —
"Газпром" (50% плюс 1 акция), Royal Dutch Shell (27,5%) и японские
Mitsui (12,5%) и Mitsubishi (10%). Оператор — Sakhalin Energy.
Но в схеме расчетов продукцией были найдены
изъяны. Источник, близкий к Минфину, рассказал "Ъ", что в бюджете
не предусмотрен механизм уплаты налогов в товарной форме, при этом
ведомство заинтересовано в денежных выплатах. Министр финансов
Алексей Кудрин предложил "Газпрому" внести поправки в Бюджетный
кодекс либо оформить все постановлением правительства, пояснил "Ъ"
источник, близкий к монополии. С соответствующей просьбой к
правительству глава "Газпрома" Алексей Миллер обратился осенью.
Однако вопрос был решен в пользу Минфина, чтобы не создавать
прецедентов расчетов с бюджетом "натурой". "В соответствии с
бюджетной политикой мы переходим от натуральной формы к денежной",—
подтвердил "Ъ" пресс-секретарь премьер-министра Дмитрий Песков.
Как это произойдет, ни в правительстве, ни в
"Газпроме" уточнить не смогли. Источник "Ъ", близкий к монополии,
пояснил, что ее дочерний "Межрегионгаз" в июле уже заключил
соглашение о коммерческих условиях закупки газа с его последующей
реализацией с оператором проекта "Сахалин-2" Sakhalin Energy.
Наблюдательный совет оператора проекта его одобрил. Однако теперь в
экстренном режиме сторонам придется заключать новый договор,
уточнил собеседник "Ъ".
Александр Назаров из ИФК "Метрополь"
полагает, что проблем с определением стоимости газа для перерасчета
в денежную форму не будет: стороны будут использовать котировки и
ориентироваться на фактические цены. Но Максим Шеин
из "Брокеркредитсервиса" поясняет, что условия СРП предусматривают
расчет с государством газом в рамках долгосрочных контрактов сроком
на 25 лет. А новые расчеты роялти в денежной форме с бюджетом
формально противоречат СРП и ставят вопрос о финансовой
стабильности проекта.