Рита Ильина
«Аэрофлот» продал ГМК «Норильский никель»
авиакомпанию «Нордавиа» всего за $7 млн. Общая стоимость
перевозчика была оценена в $207 млн, из которых $200 млн составили
обязательства «Нордавиа». Теперь «Аэрофлот» рассчитывает
деконсолидировать этот долг, а также накопленные убытки дочерней
компании из своей отчетности.
Как пишет газета «Коммерсант», 23 марта
«Аэрофлот» завершил сделку по продаже «Норникелю» «Нордавиа». В
«Норникеле» от комментариев отказались, но собеседник «Ъ» в
компании подтвердил, что сделка вышла на «заключительный этап».
ЗАО «Нордавиа—региональные авиалинии» в 2010
году перевезло 1,4 млн пассажиров (16-е место среди российских
авиакомпаний). Базовые аэропорты — московский Шереметьево,
Архангельск и Мурманск. На 100% принадлежит «Аэрофлоту». В парке 15
самолетов Boeing 737-500 и четыре Ан-24.
Собеседник «Ъ» в «Аэрофлоте» пояснил, что в
результате сделки из отчетности группы по МСФО за 2011 году будут
деконсолидированы $200 млн обязательств, хотя по итогам 2009 года
долги «Нордавиа» по РСБУ составляли всего около $60 млн.
Как объяснил «Ъ» один из топ-менеджеров
авиакомпании, «Аэрофлот» включил в долг «Нордавиа» дисконтированную
стоимость обязательств по операционному лизингу самолетов, то есть
все будущие платежи по лизингу техники, которые не отражаются в
российской отчетности. «Другие компании обычно не относят это к
долгу, но «Аэрофлот» эти суммы учитывает»,— говорит собеседник «Ъ».
Кроме того, от продажи «Нордавиа» в «Аэрофлоте» ожидают увеличения
финансового результата группы компаний в 2011 года в размере до $60
млн за счет исключения накопленного убытка региональной
авиакомпании.
Переговоры о сделке по продаже «Нордавиа» велись
с конца 2010 года. «Аэрофлот» принял решение избавиться от
авиакомпании, так как в 2011 году должен получить авиаактивы
госкорпорации «Ростехнологии», в числе которых авиакомпания
«Россия» (бывшая ГТК «Россия»), тоже работающая, как и «Нордавиа»,
в Северо-Западном регионе. Единственным претендентом на
авиакомпанию стал «Норникель». ГМК никогда не раскрывала свою
стратегию в отношении «Нордавиа», но эксперты связывали ее интерес
к перевозчику с наличием у «Норникеля» собственной авиакомпании
«Таймыр». Ее объединение с «Нордавиа» могло бы вывести компанию в
топ-10 российских перевозчиков. В случае срыва сделки «Аэрофлот»
был готов обанкротить »Нордавиа».
Андрей Рожков из ИФК «Метрополь»
отмечает, что среди дочерних компаний «Аэрофлота» только «Нордавиа»
была убыточной ($9 млн за девять месяцев 2010 года). Но в 2011 году
авиакомпания могла выйти в ноль или даже принести прибыль из-за
возрастающего пассажиропотока, полагает аналитик.
Главный редактор «Авиатранспортного обозрения» Алексей Синицкий
добавляет, что неудовлетворительное состояние «Нордавиа» является,
по сути, неудачным примером работы «Аэрофлота» с дочерней
авиакомпанией. В свете присоединения к «Аэрофлоту» шести
авиакомпаний «Ростехнологий», поясняет эксперт, «важно не допустить
повторения такой ситуации».