Магазины имеют право поднимать цены в ночное
время
С ситуацией, когда цена на товар волшебным образом
становится в полтора раза выше в ночное время, сталкивался,
наверное, каждый. "Ночной тариф" встречается особенно часто в
сфере услуг - такси, кинотеатры, рестораны.
Реже - в розничной торговле. Но важно помнить, что ночное
"подорожание" может быть как законным решением владельца торговой
точки, так и мошенничеством продавца.
В одном из магазинов крупнейшей федеральной сети
корреспондент "Финансовых Известий" при покупке продуктов ранним
утром заметил, что на упаковке обычно покупаемой мясной нарезки
цена стала в полтора раза выше. На вопрос покупателя: "Почему так
дорого?" - продавец ответил, что это "ночная" цена, и предложил
дождаться 9 утра, когда ценник будет переклеен.
Что делать в такой ситуации? Есть два варианта
развития событий - приходить в другое время, ехать в другую
торговую точку или просить документ, подтверждающий законность
подорожания. На просьбу прокомментировать ситуацию в компании -
владельце торговой точки откликнулись сразу. "Ночных цен не бывает.
Какой адрес магазина, чтобы уволить виновного?" - ответила
руководитель отдела по связям с общественностью крупнейшего
ритейлера. Скорее всего это и произойдет.
Эксперты подтверждают, что явление "ночных цен"
существует, но в независимой рознице, сетевой ритейлер вряд ли
позволит себе такое - лояльность клиентов важнее.
"Ночные цены" - явление существующее, но в
российской практике не очень распространенное. "Такая практика
законна. Покупателю принимать решение, готов ли он платить
повышенную цену. По нашим наблюдениям, в основном характерно для
независимой розницы, - комментирует Владимир Скородумов,
эксперт-аналитик "КОРУС Консалтинг". - В ситуации, когда у
покупателя нет выбора или до ближайшего круглосуточного магазина
нужно добираться на автомобиле, ритейлер пытается получить
дополнительный доход".
Аналитик ИК "Грандис Капитал" Ксения Аношина подтверждает, что в
российском законодательстве нет четкого регулирования цен на
продовольственные товары в зависимости от времени суток. Всякое
регулирование цен противоречит законам свободной торговли (может
привести к дефициту товаров и т.д.). Иногда регулируются только
цены в конкретных регионах на социально значимые товары в тех
случаях, когда цены резко вырастают. Согласно закону "О торговле",
если рост на социально-значимые товары какого-либо субъекта
Российской Федерации вырастет на 30 или более процентов в течение
30 календарных дней подряд, то правительство РФ имеет право
установить предельно допустимую розничную цену на них на срок не
более 90 календарных дней. По мнению Ксении Аношиной, магазин
вправе назначать такие цены, какие желает, чтобы оправдать
издержки, которые он несет за торговлю в ночное время. "Вполне
разумный подход для компенсации выпадающих доходов из-за запрета
продажи алкоголя в ночное время", - добавляет Владимир
Скородумов.
Партнер Retail Training Group Елена Комкова
говорит о том, что ночная наценка - история не новая,
практикующаяся еще с советских времен. Формально это - дело сугубо
розничного магазина. "Естественно, данная операция должна быть
соответствующим образом оформлена через "акт переоценки". Такая
практика может быть введена на уровне компании или быть фактом
мошенничества конкретного магазина", - комментирует Елена
Комкова.
Если покупатель хочет убедиться в законности, то
ему следует потребовать акт переоценки и нормативный документ
компании, определяющий правила "ночной цены". При отсутствии этих
документов есть основание полагать, что это самодеятельность
магазина. "Говоря о практике, мы редко встречаемся с "ночными
ценами", так как ритейлер несет достаточно большие накладные
расходы на эту операцию, которые нецелесообразны, - отмечает
партнер Retail Training Group. - Однако я допускаю, что снижение
выручки за счет запрета на ночную торговлю алкоголем вынудило
некоторых операторов ввести такую практику". Если посмотреть на
другие сегменты рынка - гостиницы, рестораны, авиакомпании, такси и
пр., - то там практика ночных тарифов или тарифов выходного и
праздничного дня развита гораздо больше.
Старший аналитик ИФК "Метрополь" Татьяна
Бобровская первый раз слышит о "ночной" цене в рознице. "Мне
неизвестно о широком распространении практики ночных цен, и ее
цель, по всей видимости, повысить рентабельность магазинов,
работающих круглосуточно, в том числе чтобы отыграть потери от
запрета торговли алкоголем в ночное время", - комментирует Татьяна
Бобровская. Ксения Аношина считает, что "ночные" цены
никак не связаны с
запретом продажи алкоголя. "Пока запрет распространяется только на
алкоголь крепостью более 15 градусов, ночные покупатели скорее
всего переключились на пиво, - объясняет аналитик. - Но даже когда
запретят продажу алкогольной продукции более 5 градусов (сейчас
принимают в Госдуме), люди от этого пить не перестанут. Просто
будут покупать алкоголь в другое время и все. На общую выручку сети
это значительно не повлияет".
Магазин, неадекватно завышающий цены, рискует.
Ксения Аношина объясняет, что в этом случае высока вероятность
потерять "ночных" покупателей, которые
могут "переквалифицироваться" в вечерних, воспользоваться другим
магазином или отказаться от покупки в пользу более дешевого
продукта.
По мнению экспертов, "ночные" цены не практикуются в
сетевой рознице. "Крупные ритейлеры значительное внимание уделяют
не только возможности получить дополнительный доход, но и
отношениям с покупателями, их лояльности, - считает Владимир
Скородумов. - Вполне возможно, что ситуация, в которой оказался
корреспондент "Финансовых Известий", это только исследование
эластичности спроса по цене в ночное время суток и реакции
покупателей. И не факт, что по результатам подобного исследования
ночная цена и впредь будет составлять полторы обычной цены".
Юрий Кадыков, юрист Московского общества защиты
потребителей: "почему так дорого, никто не ответит.
Законодательством не установлены фиксированные цены на мясную
нарезку в отличие от табачных изделий. Магазин имеет право сам
установить цену на товар, а вы имеете право покупать или не
покупать".
Если цена на товаре одна, а в чеке другая, то вы
имеете право требовать вернуть вам сумму, которая была указана на
товаре. Если магазин отказывает в возврате денежной суммы, то
необходимо требовать жалобную книгу и также писать жалобу в
Роспотребнадзор. Ритейлер устанавливает сам цену на
продаваемый товар, и это является коммерческой тайной.
На основании постановления правительства N 55 от
19.01.1998 "Об утверждении правил продажи отдельных видов товаров,
перечня товаров длительного пользования, на которые не
распространяется требование покупателя о безвозмездном
предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного
товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества,
не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других
размера, формы, габарита, фасона, расцветки или
комплектации".
П. 19. Продавец обязан обеспечить наличие
единообразных и четко оформленных ценников на реализуемые товары с
указанием наименования товара, его сорта, цены за вес или единицу
товара, подписи материально ответственного лица или печати
организации, даты оформления ценника.