Г. Лобов
Любой автомобиль, покинувший автосалон, сразу
попадает на вторичный рынок, падая в цене в среднем на 25%.
Учитывая, что ежедневно только в Москве прибавляется около 500
новых автомобилей, можно представить, какими темпами все время
растет внутренний вторичный рынок. Если раньше подержанными
машинами торговали перекупщики на открытых рыночных площадках, то
сейчас перспективность работы в этом направлении отмечают многие.
Помимо обычных авторынков под открытым небом, автомобилями с
пробегом торгуют как официальные дилеры, так и всевозможные
аукционы, уже не только американские и европейские, но и сугубо
российские. Если говорить об официальных дилерах, то, как отмечают
участники рынка, год назад продажи комиссионных автомобилей
составляли не более 15 машин в месяц в каждом автосалоне, а уже
сегодня официальный дилер продает около 100 подержанных автомобилей
в месяц. Впрочем, официальному трейд-ин пока доверяют не все,
многие по старинке ходят продавать машину на рынок. Например,
средний объем продаж в ТВК "Автогарант" (расположенном на
территории Люберецкого авторынка) составляет 90 автомобилей в день.
Несмотря на то, что милиция регулярно предостерегает покупателей от
походов на авторынки, рыночная форма торговли подержанными
автомобилями пока остается весьма популярной. Авторынки имеют целый
ряд преимуществ по сравнению с автосалонами трейд-ин, считают
продавцы подержанных автомобилей. Например, в ТВК "Автогарант"
говорят, что наличие выбора автомобилей вторичного рынка в
автосалонах и на открытых площадках -просто не идет ни в какое
сравнение. "Человек, приезжающий 1 раз в неделю в течение месяца, в
поисках ТС может просмотреть до 5000 автомобилей различных цветов,
комплектаций, годов выпуска, - говорит пресс-секретарь ТВК
"Автогарант" Алексей Ермаков. - А в автосалоне не более 50 машин, и
это с учетом хорошего оборота. Конечно, это обусловлено наличием
машино-мест у официальных дилеров". Кстати, автомобили без пробега
по РФ - крайне востребованный продукт, который у официальных
дилеров практически не существует, отмечают автопродавцы.То же
самое говорят и на Мытищинском авторынке: в автосалоне официального
автодилера зачастую просто нет автомобилей и приходится вставать в
очередь, тогда как часто бывают ситуации, когда машина нужна очень
срочно. Информация о том, что скоро Россию наводнят супердешевые
иномарки стоимостью до 6 тысяч долларов (Toyota, Skoda, GM, Nissan,
Fiat), заставила задуматься: а будет ли после этого людям так же
интересен вторичный рынок? После того как Россию наводнят
американские и японские low-cost кары, подержанные и уж тем более
битые машины могут стать просто никому не нужны. Участники
вторичного рынка осторожно отнеслись к новой информации и
моментально прозондировали ситуацию. Некоторые из них не скрывают,
что опасаются за свое будущее. Резкое обострение конкуренции с
официальными дилерами, начавшееся в прошлом году, заставило
продавцов по-новому взглянуть на вопросы сервиса и взаимодействия с
клиентами. Доподлинно известно, что площадками, которые сегодня
действуют как авторынки, очень заинтересованы китайские
автопроизводители, намеревающиеся устроить там чайна-тауны по
продаже своих машин. Тем не менее рынки пока предпочитают держаться
бодро и заявляют, что в ближайшее время им ничего не грозит.
"Допустим, что через 2-3 года заводы выйдут на заявленные мощности,
- рассуждают в «Автогаранте». - Да, они планируют собирать авто
только для России, но и сейчас на вторичном рынке практически не
отражается наличие новых автомобилей в низком ценовом сегменте.
Снижение цены на автомобиль недвусмысленно можно понять так -
снижение качества. На качественных автомобилях вторичного рынка
развитие ниши бюджетных автомобилей ценой до S6000 никак не
скажется. Спрос и предложение останутся на прогнозируемом уровне".
На Мытищинском авторынке тоже не боятся потери клиентов. "Любое
удешевление в первую очередь есть снижение качества, а добротные
немецкие автомобили всегда будут пользоваться спросом", -заявил
старший менеджер по продажам Мытищинского авторынка Григорий
Иванов. С автопродавцами согласны и аналитики, полагая, что
появление дешевых автомобилей вряд ли резко скажется на позициях
вторичного рынка, прерогативой которого уже сейчас становится
премиум-сег-мент: как правило, это большая немецкая тройка Audi -
Mercedes-Benz - BMW. "Конечно, спад прогнозировать можно, - считает
аналитик ФК "Уралсиб" Кирилл Чуйко. - Но резкого обрушения вряд ли
можно ожидать. Спрос на вторичном рынке достаточно эластичен и
никуда не денется". Аналитик также делает акцент на том, что пока
неизвестно, когда именно дешевые автомобили могут появиться на
российском рынке, а вопрос их сборки на российских площадках пока
остается довольно спорным. На разработку новых моделей (два года) и
начало их производства (год-полтора) вкупе уйдет как минимум четыре
года - за это время Россия уже будет близка к стандартам ВТО с
пониженными таможенными льготами на ввоз иномарок, а промсборку
практиковать уже никто не будет. Таким образом, целесообразность
местной сборки этих моделей уже будет сомнительной, а объемы
импорта вряд ли сразу смогут быть достаточными. Поэтому вторичный
рынок в любом случае будет оставаться востребованным как площадка
для приобретения автомобиля. Что касается открытых рыночных
площадок, то мнения на этот счет разделились. По мнению
аналитика ИФК "Метрополь" Александра Жукова, рынки в том виде, в
каком они есть, обречены на вымирание. "Никаких перспектив у
открытых рыночных площадок нет, они просто прекратят свое
существование, - считает А.Жуков. -Власти продолжат бороться с
ними. Ниша дорогих подержанных иномарок, скорее всего, останется,
но она достаточно узкая. Во всем остальном, я думаю, уже в
2010-2011гг. мы придем к новым формам цивилизованной
торговли". Новизна форм будет заключаться в том, что
подержанную дешевую машину будет проще выбросить, чем
продать...