Олег Кузнецов
О появлении Х5 Retail Group (сети "Пятерочка",
"Перекресток", "Карусель") на рынке продуктового ритейла
Ставропольского края сообщили несколько региональных
дистрибьюторов. По их сведениям, речь идет о приобретении
крупнейшей независимой региональной сети магазинов шаговой
доступности "Тройка" (27 точек в городах Ставропольского края
и Черкесске), а также супермаркетов "Семья" (6 - в Ставрополе, по 1
- в Невинномысске и Буденновске), принадлежащих тем же
владельцам - региональным предпринимателям. "До сентября в
Ставрополе будут закрыты 8-10 магазинов "Тройка" и несколько
супермаркетов "Семья", некоторые точки уже не работают. После
реконструкции магазины "у дома" сменят вывески на "Пятерочку", -
говорит участник рынка.
В управляющей сетями компании - ООО "Тройка" -
информацию о закрытии магазинов подтвердили. По словам
операционного директора "Тройки" Александра Дьяконова, закрываются
некоторые торговые точки в Ставрополе и Невинномысске, а сама
УК приостанавливает деятельность. "Магазины в других городах края и
Черкесске продолжат работу под прежними вывесками, но управлять ими
будет другая компания", - сообщил он, отказавшись комментировать
подробности.
В конце августа Федеральная антимонопольная
служба разместила информацию об удовлетворении ходатайства входящей
в Х5 кипрской "Келвин Лимитед" о приобретении 100% акций ЗАО
"Тройка-Активы" (Ставрополь). ЗАО зарегистрировано в июне 2012
года, юрадрес компании совпадает с адресом одного из магазинов
"Тройки", одним из ее учредителей был Асхаб Асхабов, он же в базе
СПАРК-Интерфакс указан как основной владелец "Тройки". Указанный в
базе телефон ЗАО вчера не отвечал, и.о. начальника Управления по
связям с общественностью Х5 Retail Group Владимир Русанов
подтвердил интерес ритейлера к приобретению акций ЗАО
"Тройка-Активы", управляющей собственной и арендованной торговой
недвижимостью в Ставропольском крае. "Мы находимся в стадии
переговоров и при необходимости сделаем соответствующие объявления
на рынок в соответствии с правилами листинга Х5", - сообщил
он“. Какой именно недвижимостью управляет "Тройка-Активы", он не
уточнил.
"Тройка" вышла на рынок ритейла в начале 2000-х,
открыв в Ставрополе несколько фирменных магазинов. В 2004-2007
годах компания открывала ежегодно несколько магазинов "у дома", а в
2008 года - первый супермаркет под брендом "Семья". Суммарная
торговая площадь сетей в настоящее время - 12 тыс. кв. м (магазины
"у дома" - по 200-300 кв. м, супермаркеты - 400–800 кв. м).
Ежедневно торговые точки компании посещают более 24,4 тыс.
покупателей (данные с сайта Союза независимых сетей РФ), выручка
ООО "Тройка" за 2011 год - более 1,45 млрд руб.
(СПАРК-Интерфакс).
Поставщики "Тройки" заявляют, что финансовых
проблем у компании не было, по договорам они платили и платят
вовремя. "Информация о том, что обе сети полностью или часть
магазинов собственники готовят к продаже, появилась еще
в 2011 году. Вероятно, им наконец удалось выгодно
договориться и продать бизнес", - считает участник рынка.
Сделка укладывается и в стратегию развития
Х5 - компания активно покупает региональных продуктовых ритейлеров,
переформатируя их магазины под свои стандарты. Среди планируемых
или закрытых в 2012 году сделок - сеть "Провиант" в Ульяновске (10
торговых точек), сети "Экономная семья" и "Мир Продуктов" в
Кировской области (более 20), а также "Ярмарка" в Березниках (25
магазинов). На рынке Ставропольского края Х5 до сих пор не
присутствовала. В регионе доминирует ее основной конкурент -
"Магнит" (более 300 магазинов у дома и гипермаркетов в крае,
более 50 - в Ставрополе), 1 ТЦ в Ставрополе у "О’КЕЙ", в краевом
центре и Пятигорске работают ТЦ "Метро".
"Сейчас хороший момент для обеих сторон сделки -
региональным игрокам все труднее выдерживать конкуренцию, а
Х5 может войти на весьма привлекательный с точки зрения
оборота региональный рынок. Оборот розничной торговли на душу
населения в Ставрополе больше, чем в Москве - порядка 300 тыс.
руб./год. По численности населения город небольшой (менее
400 тыс. жителей. - прим.), но в региональный центр за
покупками активно едут жители близлежащих территорий", - говорит
гендиректор агентства INFOLine Иван Федяков.
По словам эксперта, стоимость сделки будет
зависеть от количества торговых точек, а также от интереса
федерального ритейлера к недвижимости в регионе. "Х5 не всегда
покупает вместе в сетью недвижимость, речь может идти о
долгосрочной аренде помещений", - поясняет Федяков.
По оценке Татьяны Елизаровой из ИФК
"Метрополь", Х5 может потратить на вхождение в регион, в
зависимости от количества приобретаемых магазинов, от 300 до 700
млн руб.
http://www.ma-journal.ru/news/88481/