Москва на выставке архитектурных достижений в
Каннах
Дмитрий Семенов
Выставка MIPIM традиционно проводится в Каннах с
1989 года, и в этом году российские компании принимают в ней
участие в 11-й раз. Экспозицию, освещающую программы правительства
Москвы – «Москва – город, открытый для инвестиций», – открыл первый
заместитель мэра, руководитель градостроительного комплекса
Владимир Ресин.
Владимир Иосифович обошел полтора десятка
стендов, на которых были представлены наиболее выдающиеся проекты
как столичных, так и зарубежных архитекторов, внимательно
выслушивая рассказы разработчиков, задавал уточняющие вопросы.
Глава Стройкомплекса часто улыбался: очевидно, что проекты пришлись
ему по нраву.
Корреспонденту «ВМ» удалось взять у Владимира Ресина миниинтервью,
оторвав его на несколько минут от важных дел.
– Когда я 11 лет назад организовывал первую
экспозицию Москвы в Каннах, – рассказал Ресин, – здесь было
представлено едва ли несколько десятков российских компаний.
Сегодня же в MIPIM2008 принимают участие семь тысяч представителей
России, и, что особенно приятно, наиболее выигрышно смотрится
московский стенд.
- Если сравнивать ту первую выставку и
сегодняшнюю, что бы вы отметили?
– Это все равно что сравнивать булыжную мостовую
с современной асфальтовой магистралью – небо и земля! Самое главное
же то, что здесь сегодня мы уже можем увидеть Москву такой, какой
она станет во второй половине XXI века. Не зря здесь очень часто
звучит такое определение нашей столицы: Москва – Париж XXI века. Не
ошибусь, если скажу, что Москва привлекает внимание инвесторов со
всего мира. Сейчас даже идет соревнование между городом и частными
инвесторами. Слава богу, прошли те времена, когда все новое в
Москве создавалось исключительно за счет частных инвестиций.
Сегодня московский бюджет составляет 1 триллион рублей – это второе
место в мире после Нью-Йорка, так что и город теперь тоже готов
предлагать интересные архитектурные проекты.
– А что лично вам понравилось в московской
экспозиции?
–Очень много интересных проектов. Это и
план реконструкции стадиона «Динамо», и проект «Метрополия»,
который должен коренным образом изменить промзону юго-востока
столицы, и планы реновации территории завода «Серп и
Молот». Интересные проекты здесь представляет компания
«Интеко». Вне всякого сомнения, привлекает внимание и главный
городской проект – «Москва-Сити». Отрадно, что московским
строителям уже тесно в рамках МКАД: сегодня они строят в 58
регионах страны и за рубежом, возводят жилье в Калужской и
Ивановской областях, в Новосибирске. Москва по-прежнему является
тем локомотивом, который привносит в Россию все новое и
современное. И это, пожалуй, основной показатель выставки.
Жить по-японски
Среди проектов, которые отметил
Владимир Ресин, – многофункциональный комплекс «Метрополия»,
который будет построен на месте старой территории завода «Москвич»
– одновременно является и самым масштабным проектом выставки. И
наиболее современным: ведь в его разработке принимали участие
японские инженеры из «Никкен Сикей» – старейшей архитектурной
компании этой страны.
– Мы впервые выходим на российский
рынок, – рассказал корреспонденту «ВМ» председатель совета
директоров «Никкен Сиккей» г-н Мицуо Накамура, – но интерес к нему
у нас большой. В 2007 году мы посетили стенд, организованный в
Каннах правительством Москвы, и были просто поражены открывающимися
перед нами возможностями. Но самый большой интерес у нас возник к
проекту «Метрополия». И сегодня мы рады, что поработали совместно с
московскими коллегами.
«ВМ» уже писала о проекте
«Метрополия». Этот многофункциональный комплекс, включающий
офисные, жилые, гостиничные, торгово-развлекательные площади,
вырастет на месте нынешней промзоны – так называемой «старой»
территории завода «Москвич». Огромное пространство на стыке
Третьего кольца и Волгоградского проспекта сегодня практически
пустует. После банкротства завода «Москвич» его купила Группа
компаний «Метрополь». Часть площадей – новые корпуса завода – была
передана правительству Москвы для расширения деятельности СП
«Автофрамос». А та часть земель, где стоят построенные еще в
20–30-е годы цеха, будет пущена под бульдозер. К 2015 году здесь
вырастет целый город – настоящее второе Сити – который полностью
изменит взгляд на юго-восток Москвы как на сплошную промзону.
Девять разновеликих башен – самая высокая в 400 метров – дадут
городу полтора миллиона кв. метров площадей. Из них 40 тысяч кв.
метров – гостиницы класса 3–4 звезды, которых городу сегодня так не
хватает. Под комплексом разместится площадка на 15 тысяч
машиномест, а стилобатная часть не только объединит все здания, но
и соединит комплекс с ближайшими станциями метро. В стилобате
разместятся торговые и развлекательные заведения, а системы
микроклимата, разрабатываемые японскими инженерами, сделают его
удобным и комфортным для пешеходов.
Деревня – слово не
ругательное
Еще одна интересная программа, представленная на
выставке в Каннах ГУП «Управление перспективных застроек» –
сохранение деревень, расположенных на территории Москвы. Программа
предусматривает предоставление деревенским жителям городских
условий проживания – подвод инженерных коммуникаций, строительство
дорог и объектов социального назначения. И, наконец, строительство
на свободных участках городского жилья. Сегодня разрабатываются
документации по нескольким деревням: Кожухово, Захарьино, Потапово,
Толстопальцево, Дачный, Черкизово. Предполагается, что именно здесь
будут построены дома для многодетных семей.
И парк, и стадион
Особый интерес Владимира Ресина вызвали два
проекта, которые вряд ли можно считать широкомасштабными в рамках
Москвы. Это проект реконструкции стадиона «Динамо» и план реновации
Краснопресненского парка. Стадион, построенный в 30-е годы прошлого
века, сегодня является памятником архитектуры, однако это не
означает, что его нельзя сделать более современным. Проектировщики,
сохранив прежние стены стадиона, «развернули» саму арену, разместив
над ней защитные козырьки. Под территорией, прилегающей к стадиону,
будут построены паркинги для автомобилей болельщиков. А ближе к
Третьему транспортному кольцу предстоит построить несколько офисных
и гостиничных зданий. При этом Петровский парк будет сохранен.
Реконструкция должна начаться уже в декабре этого года, а
результаты ее москвичи смогут увидеть в 2010–2011 годах. Еще один
проект, направленный прежде всего на украшение города, – это
восстановление Краснопресненского парка. Одно из любимейших мест
обитателей Пресни сегодня, мягко говоря, заброшено. Знаменитые
каналы парка обмелели и превратились в болото. Проект
предусматривает их восстановление: здесь, как когда-то, разместятся
лодочные станции. Будет восстановлена и старинная усадьба при входе
в парк.
Конечно, все проекты, представленные на выставке
MIPIM-2008, описать просто невозможно. Есть здесь и объекты «Нового
кольца Москвы», и гостиницы, и офисные здания. Есть проекты
реконструкции городских памятников архитектуры. Есть разработки,
которые будут реализованы за пределами России. Ну а главное,
конечно, то, что Москва с каждым годом становится все более
привлекательным для иностранных инвестиций рынков. Рынком, к
которому присматриваются со всех континентов.