Дешевую модификацию машины будут продавать
через "Росагролизинг"
Дмитрий Ъ-Беликов; Алексей Ъ-Валюгин, Нижний
Новгород
Группа ГАЗ представила бюджетный вариант своего
основного легкого коммерческого грузовика "Газель". Машина под
названием "Газель-Эконом" будет стоить от $8,5 тыс. Эта цена
гораздо выше объявленной при запуске, а сам продукт, несмотря на
бюджетное позиционирование, массовым не станет.
Группа ГАЗ вчера представила свой новый продукт
-- бюджетную коммерческую машину "Газель-Эконом". Фактически это
существующая "Газель" группы ГАЗ, цена на которую за счет снижения
производственных издержек теперь снижена до $8,5 тыс. До вчерашнего
дня минимальные цены на "Газели" начинались от $11,3 тыс. Цену
удалось снизить, в частности, за счет того, что ГАЗ комплектует
"Газель-Эконом" двигателем подконтрольного ей Ульяновского
моторного завода (УМЗ). Ранее ГАЗ закупал двигатели у своего
прямого конкурента -- "Соллерс" (их производил входящий в ОАО
Заволжский моторный завод), но с началом кризиса отказался от этих
поставок. Как утверждают в ГАЗе, двигатель УМЗ на 25% дешевле тех,
что закупались, к тому же сама группа снизила его цену еще на
32%.
Несмотря на то что "Газель-Эконом" -- типичный
антикризисный продукт, группа ГАЗ не планирует делать его массовым
и продавать через розничную дилерскую сеть. Все до единого
произведенного на сегодня бюджетного автомобиля (их всего 400 штук,
производство стартовало в марте) будут выкуплены ОАО
"Росагролизинг" для перепродажи фермерским хозяйствам. Еще 800
машин ГАЗ выпустит до конца года. Это значит, что производство
"Газель-Эконом" не превысит 1% от общего производства легких
коммерческих машин группой (в среднем 5,5 тыс. автомобилей в
месяц).
Наконец, объявленная цена на бюджетную "Газель"
оказалась гораздо выше той, которая называлась в феврале, когда
проект только стартовал. Тогда предполагалось, что машина будет
стоить не более $6 тыс. (это обещал лично владелец группы Олег
Дерипаска). Впрочем, эксперты говорили, что за полгода снизить цену
почти вдвое нереально. В группе ГАЗ вчера сказали только то, что
"провели огромную работу по снижению издержек и цены", но понижать
цену дальше пока не будут. В теории автомобиль еще может стать
массовым: в группе ГАЗ вчера сказали, что передали дилерам около
ста автомобилей "Газель-Эконом" для тестирования рынка, однако
добавили, что пока "не хотят ломать существующий рынок продаж
традиционных "Газелей"". Новый автомобиль -- это, скорее,
"социальный проект", ориентированный на малообеспеченных крестьян,
говорят в ГАЗе.
То, что "Газель-Эконом" оказалась нишевым
продуктом, неудивительно, говорит Михаил Пак из ИФК "Метрополь".
Наверняка уровень комфорта в этих машинах сведен к минимуму,
поэтому они априори не могут эксплуатироваться, скажем, как
маршрутные такси, то есть рынок их сбыта ограничен. Впрочем, даже в
такой конфигурации проект поможет группе ГАЗ поддержать свои
продажи, считает аналитик. У ГАЗа они падают быстрее рынка -- в
первом полугодии на 60% против среднерыночных 49%. В условиях
падения продаж группа ГАЗ оказалась неспособной обслуживать свой
долг на 40 млрд руб. (недавно она договорилась о его
реструктуризации с банками, получив рекордные госгарантии по
кредитам на 20 млрд руб.). Аналитики объясняли низкие
продажи ГАЗа тем, что группа продает именно коммерческие машины:
этот сегмент пострадал от кризиса сильнее всего. Дилеры официально
новый продукт комментировать отказываются, но говорят, что даже по
цене $8,5 тыс. в кризис "Газель" будет пользоваться спросом.
Ведущий консультант ООО "Финэкспертиза" Дмитрий Ширяев напоминает,
что 15 лет назад, когда на рынок выводилась "Газель", рынок
тестировался схожим образом, и проект с "Газелью" в итоге оказался
успешным.