Самыми массовыми в кризис стали самые дешевые
машины
Дмитрий Ъ-Беликов
Цены на автомобили в России за первое полугодие
упали почти на 20% в результате девальвации рубля и массовых
скидок. Это изменило расклад сил на рынке: если в 2008 году
половину его продаж обеспечивали иномарки среднего ценового
сегмента, то сейчас большинство покупателей приобретает бюджетную
машину стоимостью до $10 тыс.
Агентство "Автостат" опубликовало анализ
состояния авторынка за первое полугодие. Средняя цена автомобиля в
долларовом эквиваленте снизилась на 19,2%, до $18 тыс. Иномарки
подешевели на 16%, в среднем до $22,2 тыс. Российские модели в
долларах дешевели быстрее -- на 29,5%, до $10,3 тыс. Самым
доступным остается бренд Lada: его средняя стоимость не превышает
$6,8 тыс. "Автостат" анализировал выручку автопроизводителей за
полугодие и высчитывал динамику цен исходя из средневзвешенного
курса доллара 33,3 руб.
Цены упали во многом из-за девальвации рубля.
Цены на машины в рублевом выражении иногда даже росли. Но
автопроизводители сдерживали рост за счет скидок, бонусов и
спецпрограмм, пишет "Автостат". В первом полугодии выиграл тот
покупатель, кто хранил свои сбережения в долларах, говорит глава
совета директоров холдинга Genser Игорь Пономарев.
Девальвация всерьез поменяла сегментацию
российского авторынка. В 2008 году самым массовым считался сегмент
машин стоимостью $10-20 тыс.-- на него приходилось почти половина
рынка (45% продаж) и в него попадали главным образом новые
иномарки. Теперь же сегмент сократился до 25,7% и самыми
востребованными стали автомобили стоимостью до $10 тыс.-- 35%
рынка. Именно этот сегмент премьер Владимир Путин в конце прошлого
года назвал "машинами массового спроса", то есть стоимостью до 350
тыс. руб. Самым маленьким сегментом продаж (8,2% рынка) остаются
автомобили стоимостью свыше $40 тыс.
То, что сегментация изменилась, создает
преимущества отечественным брендам и производителям бюджетных
иномарок, говорится в отчете "Автостата". Бренд Lada смог нарастить
свою долю за полугодие на 5% благодаря тому, что отдельные его
автомобили вернулись в ценовой диапазон до $6 тыс., тогда как в
2008 году "продаж таких автомобилей не было вообще", сказано в
отчете. Но хотя сегмент до $10 тыс. обеспечивает наибольшее
количество продаж автомобилей в штуках, он приносит меньше всего
выручки производителям, отмечает "Автостат". Всего за первое
полугодие было продано машин на $13,6 млрд. Производители дешевых
авто получили от этой суммы меньше всего -- 13,2%. Больше всего
пришлось как раз на продавцов дорогих машин стоимостью более $40
тыс. (26,5%) и иномарок среднего ценового сегмента $20-30 тыс.
(23,9%).
Российские автозаводы и продавцы дешевых
иномарок, конечно, наращивают свою долю на рынке, говорит аналитик
ИФК "Метрополь" Михаил Пак, но выручка от продаж, "похоже, не
соответствует издержкам". Игорь Пономарев напоминает, что
первыми столкнулись с банкротством как раз те дилеры, которые
работали в кризис в сегменте дешевых машин, например "Инком-авто" и
"Элекс-Полюс".
Возможно, что во втором полугодии, когда
импортеры иномарок распродадут остатки за 2008 год и не смогут
более предлагать машины с серьезными скидками, ситуация начнет
меняться и столь серьезного удешевления машин не произойдет,
отмечает Игорь Пономарев. Михаил Пак добавляет, что тогда не
только "пойдут вверх продажи машин до $10 тыс., но и значительно
подорожает их сервис".