Переговоры о продаже завода АвтоВАЗу
заморожены
Дмитрий Ъ-Беликов
АвтоВАЗ заморозил переговоры с группой СОК по
обмену "ИжАвто" на дилерский холдинг "Лада-Сервис". Однако
представители группы, уже вошедшие в руководство холдинга,
продающего четверть продукции АвтоВАЗа, продолжают управлять им.
Одним из первых шагов станет сокращение персонала "Лады-Сервис" на
70%.
О том, что АвтоВАЗ остановил переговоры с
группой СОК о покупке у нее "ИжАвто", "Ъ" рассказал источник,
близкий к обеим компаниям. По его словам, на днях стороны
договорились заморозить переговоры минимум "на несколько месяцев",
инициатором выступил АвтоВАЗ. Причина -- неуверенность завода в
том, что в условиях кризиса стоит создавать дополнительные объемы
сборки Lada, Renault и Nissan (Renault владеет блокпакетом
АвтоВАЗа). Никаких документальных обязательств по возобновлению
переговоров с СОК спустя несколько месяцев АвтоВАЗ на себя не взял,
говорят источники "Ъ". Остановку переговоров подтвердил
топ-менеджер АвтоВАЗа, а также один из акционеров завода. В группе
СОК вчера эту информацию не подтвердили и не опровергли,
подчеркнув, что "всякие переговоры должны опираться на рыночные
реалии". Президент АвтоВАЗа Борис Алешин сказал лишь, что "никаких
официальных позиций насчет отказа от сделки по "ИжАвто" нет".
Остановка переговоров АвтоВАЗа с группой СОК
совпала с опубликованием оферты "ИжАвто" держателям своих
облигаций. В декабре "ИжАвто" допустило техдефолт по облигациям на
2 млрд руб. и, как сообщал "Ъ" вчера, предложило их держателям
выставить бумаги к выкупу 26 августа. Однако держатели бумаг могут
потребовать досрочного выкупа, если "у "ИжАвто" сменится
контролирующий собственник", сказано в оферте. Аналитики говорили,
что этот пункт обязывает АвтоВАЗ в случае покупки "ИжАвто" решать
его долговые проблемы: либо досрочно выкупать облигации, либо
пытаться снова реструктурировать этот долг (денег на выкуп, по
мнению аналитиков, у АвтоВАЗа нет). Теперь расплачиваться с
держателями бумаг будет СОК. Есть ли у группы на это средства, в
ней вчера не пояснили.
АвтоВАЗ остановил, по сути, уже запущенную
сделку. Завод собирался оплатить "ИжАвто" контрольным пакетом
дилерского холдинга "Лада-Сервис" (входит в АвтоВАЗ). Совет
директоров АвтоВАЗа уже одобрил отчуждение 75% акций "Лады-Сервис",
а группа СОК успела ввести в руководство холдинга своих управленцев
(сейчас обязанности гендиректора "Лады-Сервис" исполняет выходец из
группы Сергей Шабанов). По словам источников "Ъ" в "Ладе-Сервис",
группа СОК уже начала сокращать персонал холдинга: до 70%
сотрудников его управляющей компании будут уволены по распоряжению
господина Шабанова. Представитель "Лады-Сервис" Юлия Фалькевич
подтвердила вчера "Ъ", что 70% сотрудников получили уведомления о
сокращениях (они пройдут до 25 апреля), отметив, что из холдинга
также уходит топ-менеджмент "по собственному желанию" (речь идет о
ставленниках АвтоВАЗа).
Как утверждали источники "Ъ", АвтоВАЗ вел
переговоры о покупке "ИжАвто" во многом потому, что эту сделку
намеревался провести его совладелец, французский концерн Renault.
По их словам, Renault рассчитывал перенести в Ижевск производство
со своего московского завода "Автофрамос", поскольку стоимость
рабочей силы в Москве высока (официально в концерне это намерение
всегда опровергали). Вчера представитель Renault в России Оксана
Назарова отказалась комментировать остановку переговоров по покупке
"ИжАвто". По словам одного инвестбанкира, знакомого с позицией
АвтоВАЗа, "временный отказ от сделки согласован с Renault, и
проблем там нет".
В условиях глобального падения продаж
Renault, возможно, берет паузу на то, чтобы еще раз пересчитать
возможные выгоды от сделки, полагает аналитик ИФК "Метрополь"
Михаил Пак. В связи с этим он называет заморозку переговоров
"оправданной". Впрочем, продолжает аналитик, не совсем понятно,
почему, если стороны остановили переговоры, группа СОК "вплотную
занимается оперативным управлением "Ладой-Сервис" и сокращает там
персонал". Возможно, считает Михаил Лямин из Банка Москвы,
это говорит о том, что в конце концов стороны все же вернутся к
переговорам.