«Елки-Палки» стали магазином «Группа компаний Аркадия Новикова»
инвестировала в открытие первого универсама «Елки-Палки» 1,5 млн
долл.Ольга Соколик
«Группа компаний Аркадия Новикова» во вторник
официально представит первый универсам в среднеценовом сегменте
soft-discount под брендом «Елки-Палки». Официальное открытие
магазина, расположенного в районе Измайловского шоссе Москвы,
состоялось 16 апреля. Управляющей компанией супермаркета является
созданное в ноябре 2004 г. холдингом г-на Новикова ЗАО «Родник-НТ».
До конца 2005 г. «Родник-НТ» планирует открыть еще два
супермаркета, сообщают в пресс-службе компании. Аналитики
сомневаются, что новая сеть универсамов сможет претендовать на
существенную долю рынка в сегменте обычных ритейлеров, однако
«Елки-Палки» вполне могут стать заметным нишевым игроком.
«Группа компаний Аркадия Новикова», работающая в
ресторанном бизнесе с 1992 г., владеет 40 объектами в сфере
ресторанного, розничного и развлекательного бизнеса в различных
форматах. Среди них 20 объектов общественного питания в сегменте
fine dining («Царская охота», «Сирена», «Узбекистан», «Маркет»,
«Ваниль», Voge-cafe, Cantinetta Antinori, «Бисквит», China Club,
«Бараshка», «Пирамида», «Сыр» и др.), семь сетевых проектов
ресторанов, в том числе сети кафе «Елки-Палки», фаст-фуды
«Маленькая Япония», «Пять звезд», King Size, «Суши весла»,
«Киш-Миш». В мае 2005 г. откроется первый гастрономический бутик в
сегменте premium Hediard на основании франшизы, приобретенной у
французской компании. Помимо этого группа владеет детским
развлекательным комплексом «Атриумлэнд», казино «Ангара» и др.
Совокупный оборот заведений г-на Новикова в 2004 г., по собственным
данным группы, составил 81,9 млн долл. Управляющей компанией сети
трактиров «Елки-Палки», основанной в 1996 г., является ЗАО «Ланч».
Сегодня сеть насчитывает 32 заведения в Москве, Санкт-Петербурге,
Нижнем Новгороде и Ростове-на-Дону. По данным Московской
регистрационной палаты, в ЗАО «Ланч» Аркадию Новикову принадлежит
45% акций. По оценкам опрошенных RBC daily аналитиков, чтобы
попасть хотя бы в двадцатку крупнейших московских сетей в течение
1,5-2 лет, надо инвестировать в проект минимум 70-75 млн долл.
Инвестиции же в создание первого универсама «Елки-Палки» составили
1,5 млн долл. «Мы предполагаем, что вложения окупятся за три года»,
– сказала RBC daily маркетолог ЗАО «Родник-НТ» Наталья Медведева.
По ее словам, торговая площадь первого магазина составляет 600 кв.
м, а ассортимент продукции – 8 тыс. наименований продовольственных
и сопутствующих товаров. «Мы рассчитываем, что следующие магазины
будут в два раза больше по площади, соответственно увеличиться и
ассортимент товаров», – отметила г-жа Медведева. Кроме того,
универсам имеет собственное кулинарное производство, которое
насчитывает порядка 250 наименований изделий, приготовленных на
основе рецептов трактира «Елки-Палки». Как сообщили в компании,
магазины сети будут работать в формате «магазин у дома» с ценовым
позиционированием soft-discount (цены ниже, чем в классическом
супермаркете, но количество продаваемой продукции больше, чем в
обычном дискаунтере). Компания рассчитывает, что средняя стоимость
покупки в супермаркете будет составлять 220-270 руб. Помимо
названия, в магазинах сети будут сохранены и некоторые элементы
фирменного стиля ресторана «Елки-Палки». «Этот бренд давно известен
на рынке, можно назвать его состоявшимся», – отметила Наталья
Медведева. Более того, как заявил глава холдинга Аркадий Новиков, в
перспективе компания планирует объединить рестораны под маркой
«Елки-Палки» и универсамы. Комментируя же открытие нового проекта,
г-н Новиков отметил, что продовольственный розничный и ресторанный
бизнес достаточно близки. «В нашем новом проекте мы их объединили
еще больше, одна из основных составляющих концепции универсама –
кулинария. В будущем мы планируем объединять рестораны «Елки-Палки»
и универсамы, это логичное соседство. Конкуренция на розничном
рынке очень высокая, но мы рассчитываем найти свою нишу», – сказал
он. На московский рынок ритейла достаточно легко войти, но и также
легко уйти, считают аналитики. «Вероятно, г-н Новиков пошел в
розничную торговлю, поскольку темпы роста на данном рынке очень
высоки», – отметила аналитик ИФК «Метрополь» Наталья
Мильчакова. Так, согласно официальной статистике, за последние
10 лет ежегодно продовольственный сектор в России увеличивался на
14%. В Москве же темпы роста составляли в среднем 13% в год. По
данным аналитиков, рентабельность инвестиций в рознице в России
сейчас в 5-7 раз выше, чем в странах со сложившимися рынками. При
этом даже в Москве, где существует около 30 продуктовых сетей,
рынок еще не насыщен. Однако очевидно, что магазины «Елки-Палки»
могут столкнуться с определенными трудностями. «Формат «магазин у дома» уже
используют и «Пятерочка», и «Копейка», и даже «Седьмой континент».
В принципе можно предположить, что новому игроку удастся занять
свою нишу, ведь опыт работы в сетевом бизнесе у г-на Новикова есть.
Не исключено, что новые супермаркеты смогут отвоевать небольшую
долю рынка у остальных дискаунтеров при правильном расположении
магазинов, ведь в Москве есть еще немало районов с недостаточным
количеством сетевых продуктовых магазинов», – сказала RBC daily
г-жа Мильчакова. Однако, по ее словам, более разумно для
компании будет строить магазины ближе к центру Москвы, например, в
районе третьего транспортного кольца, ведь в спальных районах
сейчас достаточно жесткая конкуренция. Аналитик из «Антанты
Капитал» Юлия Кнунянц в разговоре с RBC daily также предположила,
что сеть универсамов «Елки-Палки» вряд ли сможет занять
существенную долю рынка в сегменте обычных ритейлеров. «Для
компании более перспективно выходить на нишевые рынки», – считает
г-жа Кнунянц. В свою очередь Алексей Языков из ИГ «АТОН», напротив,
убежден, что в Москве бизнес ритейлера любого формата может быть
успешным. «О какой-либо конкуренции форматов рано говорить не
только в России, но даже в Москве. Конкуренция происходит в
основном за «место под солнцем», то есть за торговые места», –
подчеркнул RBC daily Алексей Языков. Некоторые эксперты полагают,
что после вступления России в ВТО на рынке смогут остаться
независимыми только те сети, которые сейчас включают не менее 50
магазинов и имеют оборот около 500 млн долл., поскольку ожидается
массовый приход на российский рынок мировых торговых сетей.
«В долгосрочной перспективе
эта угроза действительно существует, однако в ближайшее время
массовый приход иностранных розничных сетей мало реален», – считает
аналитик ИФК «Метрополь». По ее словам, для иностранных ритейлеров
пока более интересны другие развивающиеся рынки, на которых меньше
политические риски и более привлекательный налоговый климат. «Кроме
того, они работают в России в формате мелкооптовой торговли», –
отметила Наталья Мильчакова.