Власти ввели запретительные пошлины на ввоз
кузовов, направленные против китайских автопроизводителей.
Но китайцам все нипочем: они создают в России
полномасштабное производство
Павел Куликов
Летом 2009 года китайский концерн Great
Wall Motor в партнерстве с российским дилером китайских
автомобилей "Ирито" собирается запустить автозавод полного цикла
в подмосковной Гжели. Компании объявили об этом на днях, хотя
организация производства идет давно. "Работы над проектом начались
еще в марте этого года, когда стало понятно, что будущего
у "отверточной" сборки в России нет",— говорит глава
российского представительства Great Wall Ван Пэн.
И правда, в марте калининградский "Автотор"
свернул крупнейший в России проект по сборке китайских
автомобилей. По соглашению между "Автотором"
и автоконцерном Chery в Калининграде до конца
2008 года должны были собрать 40 тыс. машин. Участники
рынка уверены, что Chery стал разменной монетой в переговорах
с властями, которые собирались лишить "Автотор" налоговых
льгот.
Китайские автопроизводители всегда вызывали
неприятие у российских властей. Ни одному китайскому
автоконцерну не удалось получить льготы на производство
в рамках промышленной сборки. А сейчас это уже
невозможно: прием заявок от потенциальных инвесторов завершен
в конце 2007 года. Большинство крупнейших мировых
автокомпаний эти льготы получили, а вот китайцам, если они
захотят построить заводы в России, придется целиком платить
таможенные льготы при импорте комплектующих.
В начале осени 2008 года стало ясно, что укрепление
российского рубля к сворачиванию производства китайских машин
отношения не имеет. Когда рубль, наоборот, стал слабеть,
в силу вступила запретительная пошлина на ввоз автомобильных
кузовов — результат лоббистской деятельности "Северсталь-авто".
Теперь она составляет 15% стоимости, но не менее 5 тыс.
евро, что делает "отверточную" сборку дешевых машин в России
совершенно нерентабельной. Однако все желающие производить машины
в России уже получили льготы, кроме китайцев, так что
нововведение по большому счету только их и коснулось. После
этого Great Wall отказался от запуска сборочного производства
в Татарстане, решив ликвидировать задуманное для этого СП
"Великая стена Алабуга авто".
Китайская Geely, отказавшись от "отверточной" сборки в России,
пошла другим путем. Она воспользовалась опытом японской Mitsubishi
Motors, которая сделала марку одной из самых продаваемых
в России, доверив ее эксклюзивную дистрибуцию компании
"Рольф". Geely провернула такой же трюк с "дочкой" "Рольфа"
Red Dragon, которая обещает продать в 2009 году
12 тыс. машин.
В Great Wall же решили идти напролом, вкладывая
$25 млн в переоснащение завода и объявляя при этом
о повышении цен на свои внедорожники на 15-20%. Впрочем, чуда
от совместного проекта Great Wall и "Ирито" аналитики не ждут.
С началом финансового кризиса Ernst & Young пересмотрел
свои прогнозы по развитию китайского автопрома в России: по
итогам 2008 года общий объем продаж китайских брэндов составит
1-2%, а не 5%, как ожидалось еще полгода назад. При этом
у Great Wall не самые лучшие перспективы среди китайских
марок.
По мнению Михаила Пака из ИФК "Метрополь",
сейчас дилеры концентрируются на продажах и послепродажном
обслуживании наиболее востребованных моделей, к которым
китайские машины не относятся. Так что шансов на успех больше
у Geely, которую станет продавать "Рольф" в 80 своих
дилерских центрах. Похоже, и сам Great Wall не питает иллюзий:
первоначальные планы производства составляют около 5 тыс.
машин, а мощности завода пока остаются
в секрете.