Новости
28  Апреля  2005
Итоги.Ру
Полет в точку "ноль"

 

Вита Мач,  Москва - Северная Земля

 

В Арктике стартовал уникальный эксперимент. Трое полярников попытаются добраться до Северного полюса на воздушном шаре. Отважных путешественников провожал корреспондент "Итогов"

Наш маршрут пролегал из Москвы через Воркуту на архипелаг Северная Земля. Остров Средний, с которого стартовала экспедиция, - это кусок суши, имеющий ширину 300 метров и длину около 6 километров. На островке цистерны с топливом, несколько деревянных домиков и белые горизонты, куда ни посмотри. Первый шаг из самолета - злой ветер бьет по лицу, пробирает до костей. Под ногами четыре метра слежавшегося снега. Делаешь шаг, второй, и нога по колено уходит в снег. "Провалиться можно, но максимум по плечи", - успокаивает один из полярников.

Члены экспедиции возятся вокруг воздушного шара. Безжизненно лежащая материя постепенно оживает, наполняясь теплым воздухом. На поверхности появляется надпись "Святая Русь". И уже скоро несколько человек с трудом удерживают корзину, которую шар тянет вверх. Сначала - пробный старт. Воздушный шар с участниками экспедиции уходит вверх и в сторону и через минуту превращается в точку в небе. Полетели...

Экипаж воздушного шара состоит из трех человек - известного путешественника Валентина Ефремова, на счету которого несколько экстремальных походов по северным краям, полярника (врача экспедиции) Эдуарда Мазура и телеоператора Виталия Газаряна, еще недавно работавшего на одном из телеканалов. Главный вдохновитель и организатор похода - Валентин Ефремов. Ему 55 лет, и Арктикой он болеет несколько десятилетий: "С тех пор как после учебы в Бауманском институте попал на Чукотку". По словам Валентина, кандидатов было много, отобрал он самых проверенных. Кстати, в команду чуть не попала девушка - 21-летняя Юлия Петрова из Якутии. Она год работала с Ефремовым, но ее не утвердили силовые ведомства (полет согласовывался со множеством государственных инстанций - от ФСБ до администрации президента). Идею долететь до Северного полюса Ефремов вынашивал долгие годы. Пока случайно, колеся по Якутии, не познакомился с Михаилом Слипенчуком, главой инвестиционной компании, географом по образованию. Так нашлись 800 тысяч долларов на подготовку полета.

От острова Средний до Северного полюса 1070 километров. Планируется, что шар будет покрывать это расстояние "прыжками": пролетит около 200 километров, сядет на лед. На место стоянки прибудет вертолет, чтобы закинуть порцию газа (400 литров), необходимую для следующего рывка. А как подует попутный ветер, путешественники снимутся с "якоря" и отправятся дальше. На борту, кроме газа, имеется 150 килограммов продовольствия (тушенка, сгущенка, картошка - из расчета 1 кг в день на человека) плюс оборудование и снаряжение (навигационные приборы, палатки, оружие и прочее). Теоретически можно уложиться в 4-5 "прыжков", но как получится на деле, неизвестно. "Главная сложность в том, что воздухоплавательная техника должна выдержать очень низкую температуру. Шар пойдет на высоте примерно пять километров, там будет до минус 50 градусов, - говорит президент Русского воздухоплавательного общества Станислав Федоров. - "Святая Русь" - это стандартный тепловой аэростат, на таком же катают туристов в Подмосковье, но он адаптирован к северным условиям. Так, пропан, на котором обычно летает шар, здесь замерзает, поэтому его притравливают метаном. Кроме того, на морозе могут лопнуть шланговые системы, потрескаться прокладки, поэтому мы все это меняли и смазывали". Федоров и его команда готовили путешественников к полету больше месяца, ведь среди членов экспедиции нет ни одного профессионального воздухоплавателя.

Существенные коррективы в график полета может внести ветер. Дело в том, что управлять шаром невозможно: единственный способ передвижения - ловить попутные потоки воздуха. Именно поэтому на каждой стоянке путешественники будут караулить ветер, который дует в сторону полюса. "Ждать можно и неделю, и 10 дней. Главной задачей становится выживание в полярных условиях, но все участники полета - профессиональные полярники. Если они сядут на лед, у них гораздо больше шансов выжить, чем, например, у меня", - говорит Станислав Федоров. На вопрос, хотел бы он сам полететь на полюс, Федоров ответил так: "Каждый год совершается одна-две попытки покорить Северный полюс на воздушном шаре. Ни одного зафиксированного результата пока нет, много людей погибло. У меня семья, трое детей. Иногда страшно смотреть на то, что делают герои".

Помимо амбициозной цели покорения полюса у экипажа "Святой Руси" есть и практические научные задачи. "За последние 10-15 лет в Арктике не было больших экспедиций, поэтому мы ждем результатов", - пояснил старший научный сотрудник МГУ кандидат географических наук Алим Залиханов. Программа разработана специалистами географического факультета МГУ и включает четыре направления. Первое - подробные метеорологические наблюдения: измерение температуры воздуха на разных высотах, влажности, силы ветра. Второе - наблюдения за снежно-ледовым покровом, движением льдов. Третье - наблюдения за животным миром Арктики, прежде всего за передвижениями белых медведей. Четвертый пункт программы, по словам Алима Залиханова, основной - это изучение загрязнения Арктики. Путешественники должны по специальным методикам взять пробы снега, льда, морской воды. Все это потом будут анализировать ученые - на предмет содержания тяжелых металлов, пестицидов и прочих посторонних примесей. "Следы синтетических веществ обнаруживаются в печени пингвинов и белых медведей. Это говорит о том, что влияние жизнедеятельности человека все больше распространяется и на полюса земли. Нам важно понять: что, в каких объемах и на какой территории находится, как ведут себя частицы в атмосфере, каковы их движения, например, со стороны Канады через полюс к нашим территориям", - говорит Алим Залиханов.

Пока нельзя точно сказать, сколько продлится экспедиция: может, месяц, а может, и три. Если к августу добраться до вершины Земли не получится, поход нужно будет прекращать: к этому времени в Арктике начинают интенсивно таять льды, так что делать остановки станет попросту негде. На этот случай у организаторов предусмотрен план эвакуации с помощью ледокола и вертолетов Ми-8.

 

 

 

Предыдущая новость    Следующая новость



Оставить комментарий
Тема:
Комментарий:
  Оставить комментарий
Зарегистрироваться
Логин:
Пароль:
  Зарегистрироваться
Оформить подписку


проголосовать
результаты опроса


Инвестиционная финансовая компания "МЕТРОПОЛЬ" - одна из ведущих российских инвестиционных компаний, входит в группу компаний "МЕТРОПОЛЬ". Работает на фондовом рынке России с 1995 г.
Инвестиционная финансовая компания "МЕТРОПОЛЬ" - одна из ведущих российских инвестиционных компаний, входит в группу компаний "МЕТРОПОЛЬ". Работает на фондовом рынке России с 1995 г.

подробнее
Дочерние структуры ИФК «МЕТРОПОЛЬ» победили в ряде аукционов на право пользования недрами месторождений в Республики Бурятия
Дочерние структуры ИФК «МЕТРОПОЛЬ» победили в ряде аукционов на право пользования недрами месторождений в Республики Бурятия

подробнее
О партнерстве | Пресс-центр | Спонсорство и благотворительность
Инвестиции и финансы | Промышленность | Спорт | О Проекте | Контакты
Карта сайта
Сайты группы «МЕТРОПОЛЬ»
Copyright © 2005 Все права защищены
ООО «ИФК «МЕТРОПОЛЬ»
Лицензии: № 077-06136-100000, № 077-06159-010000, № 077-06168-001000 от 26 августа 2003г., № 077-06194-000100 от 02 сентября 2003г.,
№ 650 от 16 апреля 2004г., № 3185 от 25 ноября 1999г., № 21-000-1-00119 от 23 мая 2003г., № 077-07215-001000 от 9 декабря 2003г.