Новости
9  Июня  2009
КОММЕРСАНТЪ Daily: Российский авторынок катится ко дну

Падение продаж автомобилей достигло 58%

Дмитрий Ъ-Беликов

Российский рынок продолжает бить рекорды падения -- в мае оно составило 58% против 53% в апреле. Автоконцерны уже распродали прошлогодние складские запасы и не могут предложить скидки на машины 2009 года выпуска, которые облагаются повышенными пошлинами. В то же время автоконцерны и дилеры заговорили о достижении рынком дна и постепенном возвращении спроса в сегмент массовых автомобилей, который обеспечивал рост до кризиса.

Вчера Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ) опубликовала данные о продаже новых автомобилей в январе-мае. Они снизились на 47% -- до 645,2 тыс. штук, а в мае упали сразу на 58% (самое крупное с начала года падение рынка) -- до 119,4 тыс. штук. Самым продаваемым брендом была российская Lada, первое место среди иномарок заняла Chevrolet, за ней следует Ford и Nissan (то есть тройка лидеров прошлого месяца не изменилась).

Российский рынок бьет рекорды падения уже пятый месяц подряд. В январе продажи снизились на 33%, в феврале -- на 38%, в марте -- на 47%, а в апреле -- на 53%. В мае более двадцати брендов в таблице АЕБ показали падение продаж на уровне 70% и выше. Но если раньше из-за колебания курса рубля ощутимее всего падал сбыт японских и корейских брендов, то теперь 70-процентное падение демонстрируют любые марки, вне зависимости от их происхождения,-- Chevrolet, Ford, Nissan, Hyundai, Opel, Mazda, Mitsubishi, Subaru, Volvo, Chery, Great Wall и ряд других.

Это происходит потому, что большинство импортеров к весне распродали складские запасы конца 2008 года и теперь продают машины 2009 года выпуска, таможенную очистку которых приходится проводить уже по новым, 35-процентным пошлинам (введены с нового года, прежняя -- 30%), пояснил вчера глава российского офиса Ford Найджел Брекенбери. Сам Ford трижды повышал цены с начала года, и май был худшим месяцем для компании в России. Падение не затронуло только марки Citroen и Hummer, но их сбыт в мае 2008 года был незначительным.

Автопроизводители уже признавали, что не смогут предлагать обширных скидок, когда распродадут прошлогодние остатки. Они добавляли, что с лета главным "драйвером" авторынка станет автокредитование, а впоследствии -- продажи подержанных машин. Вчера господин Брекенбери отметил "некоторое оживление автокредитования в мае", то есть прежние прогнозы оправдываются.

Вице-председатель АЕБ Мартин Ян вновь выступил за расширение госпрограммы автокредитования, предложив увеличить минимальную цену покупаемой иномарки с нынешних 350 тыс. до 600 тыс. руб. и допустить в нее большее количество банков (сейчас льготные автокредиты выдают только Сбербанк, ВТБ и Россельхозбанк). Ряд европейских рынков, напомним, растет в кризис (например, в апреле выросли продажи в Германии, Словакии, Чехии, Австрии и Польши, данные о продажах в Европе за май еще не опубликованы), поскольку власти этих государств оказывают рынку масштабную поддержку (в Германии ее стоимость оценивается в €5 млрд, в России -- в 2 млрд руб.). Ранее Минпромторг также предлагал увеличить минимальную цену продаваемых автомобилей, но пока его предложения не согласованы с Минэкономики и Минфином.

Возможно, что 58-процентное падение авторынка в мае означает, что он наконец достиг своего дна, предположил вчера господин Брекенбери. Во всяком случае, первую десятку самых продаваемых автомобилей в таблице АЕБ занимают массовые автомобили, а именно их покупатель "двигал рынок вперед до кризиса", добавляет Михаил Пак из ИФК "Метрополь". По итогам мая самым продаваемым автомобилем стала Lada Priora, а самой продаваемой иномаркой -- Ford Focus. Второе и третье место в рейтинге популярности иномарок заняли "бюджетные" Renault Logan и Chevrolet Lacetti, а в десятку помимо Lada и названных иномарок вошли также модели Daewoo (Nexia и Matiz). В январе-феврале в десятке самых продаваемых иномарок были более дорогие Mazda3 и Toyota Camry.

"Теперь покупатель не смотрит на бренд, а это может означать, что состояние российского авторынка с лета будет тяжелое, но стабильное",-- говорит совладелец дилерского холдинга Genser Игорь Пономарев. Но даже если дно пройдено, в июне не следует ожидать серьезного оживления, полагает Найджел Брекенбери. Сами автопроизводители пока не меняют своих прогнозов по продажам автомобилей в России в целом в 2009 году. У Ford, например, это 1,4 млн автомобилей, то есть падение на 67%.

Предыдущая новость    Следующая новость



Оставить комментарий
Тема:
Комментарий:
  Оставить комментарий
Зарегистрироваться
Логин:
Пароль:
  Зарегистрироваться
Оформить подписку


проголосовать
результаты опроса


Инвестиционная финансовая компания "МЕТРОПОЛЬ" - одна из ведущих российских инвестиционных компаний, входит в группу компаний "МЕТРОПОЛЬ". Работает на фондовом рынке России с 1995 г.
Инвестиционная финансовая компания "МЕТРОПОЛЬ" - одна из ведущих российских инвестиционных компаний, входит в группу компаний "МЕТРОПОЛЬ". Работает на фондовом рынке России с 1995 г.

подробнее
Для обеспечения деятельности на международных рынках капитала в группу компаний входит Metropol (UK) с офисом в Лондоне
Для обеспечения деятельности на международных рынках капитала в группу компаний входит Metropol (UK) с офисом в Лондоне

подробнее
О партнерстве | Пресс-центр | Спонсорство и благотворительность
Инвестиции и финансы | Промышленность | Спорт | О Проекте | Контакты
Карта сайта
Сайты группы «МЕТРОПОЛЬ»
Copyright © 2005 Все права защищены
ООО «ИФК «МЕТРОПОЛЬ»
Лицензии: № 077-06136-100000, № 077-06159-010000, № 077-06168-001000 от 26 августа 2003г., № 077-06194-000100 от 02 сентября 2003г.,
№ 650 от 16 апреля 2004г., № 3185 от 25 ноября 1999г., № 21-000-1-00119 от 23 мая 2003г., № 077-07215-001000 от 9 декабря 2003г.