Падение продаж автомобилей достигло
58%
Дмитрий Ъ-Беликов
Российский рынок продолжает бить рекорды падения
-- в мае оно составило 58% против 53% в апреле. Автоконцерны уже
распродали прошлогодние складские запасы и не могут предложить
скидки на машины 2009 года выпуска, которые облагаются повышенными
пошлинами. В то же время автоконцерны и дилеры заговорили о
достижении рынком дна и постепенном возвращении спроса в сегмент
массовых автомобилей, который обеспечивал рост до кризиса.
Вчера Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ)
опубликовала данные о продаже новых автомобилей в январе-мае. Они
снизились на 47% -- до 645,2 тыс. штук, а в мае упали сразу на 58%
(самое крупное с начала года падение рынка) -- до 119,4 тыс. штук.
Самым продаваемым брендом была российская Lada, первое место среди
иномарок заняла Chevrolet, за ней следует Ford и Nissan (то есть
тройка лидеров прошлого месяца не изменилась).
Российский рынок бьет рекорды падения уже пятый
месяц подряд. В январе продажи снизились на 33%, в феврале -- на
38%, в марте -- на 47%, а в апреле -- на 53%. В мае более двадцати
брендов в таблице АЕБ показали падение продаж на уровне 70% и выше.
Но если раньше из-за колебания курса рубля ощутимее всего падал
сбыт японских и корейских брендов, то теперь 70-процентное падение
демонстрируют любые марки, вне зависимости от их происхождения,--
Chevrolet, Ford, Nissan, Hyundai, Opel, Mazda, Mitsubishi, Subaru,
Volvo, Chery, Great Wall и ряд других.
Это происходит потому, что большинство
импортеров к весне распродали складские запасы конца 2008 года и
теперь продают машины 2009 года выпуска, таможенную очистку которых
приходится проводить уже по новым, 35-процентным пошлинам (введены
с нового года, прежняя -- 30%), пояснил вчера глава российского
офиса Ford Найджел Брекенбери. Сам Ford трижды повышал цены с
начала года, и май был худшим месяцем для компании в России.
Падение не затронуло только марки Citroen и Hummer, но их сбыт в
мае 2008 года был незначительным.
Автопроизводители уже признавали, что не смогут
предлагать обширных скидок, когда распродадут прошлогодние остатки.
Они добавляли, что с лета главным "драйвером" авторынка станет
автокредитование, а впоследствии -- продажи подержанных машин.
Вчера господин Брекенбери отметил "некоторое оживление
автокредитования в мае", то есть прежние прогнозы
оправдываются.
Вице-председатель АЕБ Мартин Ян вновь выступил
за расширение госпрограммы автокредитования, предложив увеличить
минимальную цену покупаемой иномарки с нынешних 350 тыс. до 600
тыс. руб. и допустить в нее большее количество банков (сейчас
льготные автокредиты выдают только Сбербанк, ВТБ и Россельхозбанк).
Ряд европейских рынков, напомним, растет в кризис (например, в
апреле выросли продажи в Германии, Словакии, Чехии, Австрии и
Польши, данные о продажах в Европе за май еще не опубликованы),
поскольку власти этих государств оказывают рынку масштабную
поддержку (в Германии ее стоимость оценивается в €5 млрд, в России
-- в 2 млрд руб.). Ранее Минпромторг также предлагал увеличить
минимальную цену продаваемых автомобилей, но пока его предложения
не согласованы с Минэкономики и Минфином.
Возможно, что 58-процентное падение авторынка в
мае означает, что он наконец достиг своего дна, предположил вчера
господин Брекенбери. Во всяком случае, первую десятку самых
продаваемых автомобилей в таблице АЕБ занимают массовые автомобили,
а именно их покупатель "двигал рынок вперед до кризиса", добавляет
Михаил Пак из ИФК "Метрополь". По итогам мая самым
продаваемым автомобилем стала Lada Priora, а самой продаваемой
иномаркой -- Ford Focus. Второе и третье место в рейтинге
популярности иномарок заняли "бюджетные" Renault Logan и Chevrolet
Lacetti, а в десятку помимо Lada и названных иномарок вошли также
модели Daewoo (Nexia и Matiz). В январе-феврале в десятке самых
продаваемых иномарок были более дорогие Mazda3 и Toyota Camry.
"Теперь покупатель не смотрит на бренд, а это
может означать, что состояние российского авторынка с лета будет
тяжелое, но стабильное",-- говорит совладелец дилерского холдинга
Genser Игорь Пономарев. Но даже если дно пройдено, в июне не
следует ожидать серьезного оживления, полагает Найджел Брекенбери.
Сами автопроизводители пока не меняют своих прогнозов по продажам
автомобилей в России в целом в 2009 году. У Ford, например, это 1,4
млн автомобилей, то есть падение на 67%.