Danone собирается купить "Вимм-Билль-Данн"
В среду появилась информация,
что Danone покупает акции российской компании "Вимм-Билль-Данн"
(ВБД). Согласно ей, до конца октября Danone договорится о покупке
50% акций ВБД. Российские аналитики говорят, что французы пытаются
купить компанию, которая потратила много денег, но не смогла много
заработать.
Слухи о том, что французская компания купит российскую, начали
появляться в феврале прошлого года, когда ВБД разместила 11 млн.
акций в виде американских депозитарных расписок (АДР) на
Нью-Йоркской фондовой бирже (NYSE). Тогда же Danone приобрела 4%
акций российской компании. Впоследствии французы увеличили свой
пакет до 7%.
С тех пор разговоры о возможной сделке только усилились. В марте
этого года в структуре акционеров ВБД произошли изменения - 6.9%
акций, принадлежащих частному акционеру компании Александрсу
Тимохинсу, было куплено фондом United Burlington Investment Ltd.
Анализируя эту сделку, аналитики высказывали мнение, что фонд
действует в интересах Danone. Увеличение пакета в два раза, по
мнению аналитиков, дало бы возможность французской компании
провести своего представителя в совет директоров.
Вчера Financial Times, ссылаясь на источники, близкие к
переговорам, сообщила, что французская компания до конца октября
может договориться о покупке контрольного пакета акций
"Вимм-Билль-Данна". Источники газеты сообщают, что акции могут быть
приобретены у основных акционеров компании, доля которых
оценивается в $900 млн. Представители "Вимм-Билль-Данна" вчера не
стали комментировать это сообщение.
ВБД - лидер на российском рынке молочных продуктов и соков. В
последние полгода компания начала экспансию на рынок питьевой и
минеральной воды. В активах компании 24 предприятия в 20 городах
России и СНГ, а также торговые филиалы в 26 крупных городах. По
оценкам аналитиков, оборот ВБД в этом году составит порядка $960
млн. По оценкам GFK Market Research, по потреблению
стерилизованного молока у "Вимм-Билль-Данна" более 50% рынка, почти
две трети рынка ВБД занимает по вязким йогуртам. Так что интерес
Danone к ВБД, и прежде всего к его молочному подразделению, даже не
подвергается сомнению.
Не исключено, что именно в молочном подразделении Danone при
возможной покупке акций россиян и сосредоточит свою деятельность.
Как сказал аналитик "Альфа-банка" Александр Свинов, так как у
Danone нет профильных активов в соковом сегменте и в сегменте
питьевой и минеральной воды, то после приобретения контрольного
пакета акций ВБД он может начать избавляться от "немолочного"
производства. Но вместе с тем, говорит Свинов, у ВБД технологически
завязаны производства соков и молока, так что французам придется
серьезно потратиться, чтобы отделить необходимые для себя зерна от
"соковых" плевел.
Специалисты рынка едины в одном: по их мнению, французы решили
купить компанию, которая в последнее время сильно потратилась на
рекламу и продвижение своих брендов, но постоянно усиливающаяся
конкуренция не дает ей возможность "отыграть" эти затраты. По
сравнению с первой половиной 2002 года коммерческие расходы
увеличились за 6 месяцев 2003 года на 36.8% и составили $69.2 млн.
Вместе с тем за этот же период чистая прибыль снизилась на 21% по
сравнению с первым полугодием 2002 года и составила $17.7 млн. В
самой компании "Вимм-Билль-Данн" говорят, что это произошло за счет
роста затрат на маркетинг, персонал. Таким образом, считают
аналитики, Danone может получить компанию с низкой маржой.
Но этот факт нисколько не снизит цену, по которой французы могут
приобрести "Вимм-Билль-Данн". "У французов не получится купить
дешево пакет российской компании", - считает Александр Свинов. По
словам аналитика департамента корпоративных финансов компании
"Метрополь" Натальи Мильчаковой, это объясняется
тем, что акции будут приобретаться у частных акционеров, и вряд ли
они легко пойдут на снижение стоимости продажи. "Французы должны
будут заплатить премию в размере 10-20% к текущим рыночным ценам
акций "Вимм-Билль-Данна", - говорит аналитик компании "Проспект"
Марат Ибрагимов. - Это означает, что цена выкупа составит $22-24 за
акцию".
ИА "Альянс Медиа"