Ксения Рыбак, Ирина Малкова
“ВСМПО-Ависма” упрочила статус одного из
крупнейших поставщиков американского Boeing. В минувшую пятницу они
подписали контракт на поставку титана и полуфабрикатов на сумму
$18 млрд в течение примерно 30 лет. Корпорация
“ВСМПО-Ависма” — крупнейший в мире производитель титана.
Выручка по РСБУ за 2005 г. составила 16,8 млрд руб.,
чистая прибыль — 3,17 млрд руб. По данным “Интерфакса”, в
2005 г. предприятие выпустило 21 000 т титановой
продукции, из которых 70-80% было поставлено на экспорт.
Boeing — второй по величине в мире производитель авиационной и
космической техники. В 2005 г. произвел 290 гражданских
лайнеров, получив $54,8 млрд выручки и $2,6 млрд чистой
прибыли. В минувшую пятницу “ВСМПО-Ависма” и Boeing объявили о
подписании контрактов на создание совместного предприятия для
производства полуфабрикатов из титана, а также на закупку узлов и
материалов на долгосрочной основе на сумму до $18 млрд,
сообщил “Интерфакс”. Как пояснил “Ведомостям” гендиректор
“ВСМПО-Ависмы” Вячеслав Тетюхин, второй документ описывает поставки
примерно на 30 лет вперед. Таким образом, в год “ВСМПО-Ависма”
будет поставлять продукцию Boeing примерно на $600 млн. При
этом Тетюхин отметил, что речь идет обо всех поставках с
“ВСМПО-Ависмы”, в том числе продукции совместного предприятия
компаний в Верхней Салде в Свердловской области. В тот же день
гендиректор подразделения Boeing по производству гражданских
самолетов Алан Малалли, гендиректор “Рособоронэкспорта” Сергей
Чемезов и Вячеслав Тетюхин рассказали президенту России Владимиру
Путину о планах сотрудничества. Необходимость заключения столь
длинного контракта президент Boeing в России Сергей Кравченко
объясняет тем, что он привязан к выпуску новых лайнеров Boeing-787,
которые появятся в 2008 г. “У нас уже есть заказы на
400 таких самолетов, планируем выпустить еще 1500 и будем
выпускать их 20-30 лет”, — говорит он. Пока
“ВСМПО-Ависма” поставляет американскому партнеру необработанный
титан. При этом на долю Boeing приходится около 40% выручки
российской компании. Но теперь “ВСМПО-Ависма” в рамках создаваемого
СП начнет выпускать титановые полуфабрикаты. В совместном
пресс-релизе компании сообщают, что “ВСМПО-Ависма” будет
осуществлять предварительную механическую обработку титановых
штамповок в Верхней Салде, а окончательная обработка изделий будет
выполняться в США. По словам Тетюхина, монтаж фундамента и
оборудования для нового производства начнется в марте следующего
года, а заработает оно в 2008 г. По его словам, стоимость
проекта составит около $60 млн и он будет финансироваться
партнерами в равных долях. Руководство СП будет меняться каждые
2-3 года. Сначала гендиректором и директором по производству
будут назначены представители Boeing, а потом их сменят российские
специалисты, рассказал Тетюхин. Эксперты считают подписание
контрактов выгодным для обеих компаний. “Титан —
это специфический рынок, на нем не так много производителей и
поставщиков, поэтому и контракты заключаются на более долгий
срок”, — говорит аналитик “Метрополя” Денис
Нуштаев. Александр Пухаев из Deutsche UFG отмечает,
что благодаря контракту с Boeing “ВСМПО-Ависма” может почти удвоить
выручку. Контракт важен и с политической точки зрения. “У
российских компаний не так много крупных контрактов с иностранными
партнерами. Поэтому российским властям важно показать, что мы
заинтересованы в привлечении иностранных инвесторов, несмотря на
санкции со стороны госдепартамента США [против "Рособоронэкспорта",
который вскоре должен купить 70% акций "ВСМПО-Ависмы", и АХК
"Сухой"]”, — говорит Пухаев. А Нуштаев также
добавляет, что соглашение поможет Boeing укрепить свои позиции в
России. Ведь компания является одним из участников в тендере
“Аэрофлота”, который пока не принял решения, закупать ли ему
европейские Airbus-350 или американские
Boeing-787.