Юрий Чувашев
Одним из позитивных итогов форума стала
открытость диалога между теми, кто управляет страной: как
политически, так и финансово. Власть и бизнес глядели друг другу в
глаза, незашоренно и без розовых очков. Когда оно того стоило —
хвалили друг друга, а когда нет — показывали зубы. Разумеется, в
рамках публичного политеса. И всё же...
Локомотив не может кататься сам по
себе
О чём бы ни говорилось на форуме, говорилось в
итоге о деньгах. Вот и министр экономического развития и торговли
РФ Эльвира Набиуллина порадовала регионы известием о том, что
федеральный центр принял решение о направлении части средств из
Инвестиционного фонда на места, с тем чтобы территории могли сами
развивать свою инфраструктуру. Слово это ныне ключевое, из
медведевского списка четырёх президентских "И", а потому регионы с
энтузиазмом отреагировали на щедрые посулы центра. Тем более что
территориям было предложено заявлять проекты стоимостью до
миллиарда рублей.
Однако Эльвира Набиуллина, как и положено
человеку, сидящему на мешке казённых денег, незамедлительно
охладила чрезмерный пыл будущих ходоков за государственным
вспомоществованием.
— Регионы, представители бизнеса, — уточнила
она, — ждут от нас понимания того, как будет развиваться
федеральная производственная инфраструктура — автомобильные и
железные дороги, морские порты, аэропорты, электроэнергетика...
Естественно, федеральная производственная инфраструктура должна
быть увязана с региональной, полномочия по развитию которой
необходимо в большей степени передавать регионам.
Что же касается заветной суммы в миллиард
рублей, то, по словам Набиуллиной, это начальный уровень, своего
рода стартовая позиция. А уж потом, когда, дескать, будет видно,
насколько эффективно регион расходует выделенные ему средства,
можно будет уже более серьёзно говорить о суммах другого порядка.
Причём проекты могут относиться не только к области
инфраструктуры.
Позицию коллеги по правительству со своей
стороны дополнил министр регионального развития РФ Дмитрий Козак.
Он особо подчёркивал, что региональная бюджетная политика должна
быть сбалансированной.
— Мы не можем сосредоточиться только на
поддержке регионов-локомотивов, — пояснил Козак, — потому что тогда
рискуем перетащить все инвестиции в одни и те же территории, где
вследствие этого возникнут проблемы с перенаселённостью, экологией,
межнациональные конфликты. Однако мы не можем и делать упор лишь на
выравнивание уровня бюджетной обеспеченности по стране, потому что
нельзя сдерживать инициативу на местах. Помощь, которая
направляется на финансовую поддержку регионов, отстающих в
социально-экономическом плане, в любом случае должна иметь
стимулирующий характер.
— Локомотив ведь не может сам по себе кататься
по железной дороге, — понимающе выразил своё отношение к этой
позиции федерального центра губернатор региона-локомотива Александр
Хлопонин, — он должен и ещё кого-то за собой возить.
Как нам обустроить Россию?
Именно с этих слов мудреца Александра
Солженицына Дмитрий Козак начал очерчивание перспектив эволюции
региональной политики в стране. Ежегодно центр вкладывает в
развитие федеральной производственной инфраструктуры в регионах
около 700 миллиардов рублей. В этом году на развитие региональной и
местной инфраструктуры из федерального бюджета выделено 118
миллиардов рублей.
Стало быть, деньги есть. Хотя, конечно, их
никогда много не бывает. Однако денежный вопрос сразу влечёт за
собой целый ряд других, не менее насущных вопросов. Территорию
страны, подчеркнул министр регионального развития, нужно обустроить
так, чтобы производство продукции было максимально приближено к
источникам сырья. Особенно с учётом того, что сегодня источники
сырья в основном находятся на Севере и в Сибири, а рабочая сила и
производственная база — по большей части на юге. Конечная цель —
минимизация производственных издержек в сочетании с максимальной
добавленной стоимостью. Причём сделать это нужно без создания неких
новых макрорегионов.
Сейчас эта экономико-географическая модель
развития страны пребывает в стадии разработки. Идёт шлифовка
законодательной базы, уточняются положения градостроительного
кодекса, прорабатываются вопросы резервирования и выкупа земельных
участков для строительства объектов федеральной инфраструктуры.
Что касается схем территориального планирования,
то федеральный центр сейчас явно отстаёт в их разработке от
регионов, самокритично признал Козак. А ведь конечный срок принятия
таких схем на федеральном уровне — 1 января 2010 года. И это очень
важная дата и для регионов, и для местного самоуправления, и для
бизнеса.
Кнут и пряник для губернаторов
Среди прочих изменений в региональной политике —
планы Москвы по дополнительной поддержке наиболее депрессивных, но
стратегически и геополитически важных для страны регионов. Там
будут устанавливаться специальные преференции для бизнеса и
учреждаться особые экономические зоны. Иначе бизнес едва ли
двинется на север страны или в необжитые районы Тихоокеанского
побережья.
Кроме того, центр вознамерился самым серьёзным
образом навести порядок в распределении и использовании средств,
идущих в регионы из федерального бюджета. На сегодняшний день,
полагают в Москве, нет никакой обоснованной корреляции между
потребностями регионов и объёмом выделяемых им средств.
Зачастую финансовое благополучие территории едва
ли не целиком зависит от лоббистских способностей регионального
руководства, от того, знает ли губернатор, в какую дверь в столице
и как именно нужно стучаться.
Потому-то центр сегодня и двуедин в своих благих
намерениях. С одной стороны, намечено предоставить регионам больше
самостоятельности, а с другой — существенно усилить спрос за
конечный результат. А под результатом этим понимается многое: рост
экономики, повышение валового регионального продукта на душу
населения, снижение безработицы, создание новых рабочих мест — и
далее по долгому списку отчётных показателей. С помощью такого вот
контрольного "кнута" и планируется расширить зону ответственности
региональной власти за эффективность использования федеральных
денег.
Установка чёткая: если региону оказывается
финансовая помощь, то он должен хотя бы в динамике демонстрировать
более высокий темп развития, нежели те территории, которые такую
помощь не получают. Понятно, что многое зависит от исходной базы,
но у правительства появляются возможность и желание (что не менее
важно) поощрять хоть и отстающие, но динамично развивающиеся
территории. Их будут сравнивать не с другими, более благополучными
регионами, а с самими собой, оценивать темп их собственного
развития.
Сегодня уровень социально-экономического
развития регионов страны различается в 53 раза. Разрыв огромный и
весьма опасный последствиями. Как известно, на Западе при
двукратной разнице центральная власть уже спохватывается и бросает
дополнительные силы и средства на помощь отставшим в развитии. У
нас же подобное зияющее расслоение регионов оборачивается
набирающим год от года силу бегством населения в европейскую часть
страны и омертвлением жизненного пространства к востоку от
Урала.
Впрочем, хочется всё же верить, что и наша
родная центральная власть тоже вот-вот перейдёт от сладких слов к
делу. Во всяком случае, принцип реальной финансовой и даже
политической ответственности региональной власти за положение дел
на подведомственной ей территории уже жёстко озвучен центром.
Сейчас формируется система статистических
показателей, при помощи которых Москва будет оценивать
эффективность региональных и местных властей.
Среди прочего будет оцениваться степень их
самостоятельности, которая, в свою очередь, определяется
способностью власти наращивать объём собственных полномочий,
увеличивать налоговый потенциал, снижать уровень дотационности
бюджета. Правительство намерено добиться того, чтобы получение
федеральных дотаций стало невыгодным для регионов. И в то же время,
при всей пристальности внимания к динамике социально-экономического
развития территорий центр предостерегает региональные власти от
приписок в этой деликатной сфере отчётности.
Ну а что касается "пряника", то в 2008 году
предусмотрено более 2 миллиардов рублей на поощрение динамично
развивающихся регионов. Конечно, этого мало. Но, видимо, в России
"кнут" ещё долго будет популярнее и эффективнее "пряника".
Государственный ветер в парусах большого
бизнеса
Впрочем, в диалоге всегда две стороны. И позиция
государственной власти на форуме сбалансированно уравновешивалась
позицией бизнеса, на налоги с которого во многом оная власть и
существует. Таковы уж реалии, как к ним ни относиться. Поэтому
особый интерес в ходе дискуссий вызывал вопрос о том, насколько
совпадают интересы частного бизнеса, госструктур и регионов в плане
нового курса развития России до 2020 года.
У каждого из капитанов большого российского
бизнеса был свой ответ на этот вопрос. К примеру, президент ОАО
"НК" "Роснефть" Сергей Богданчиков, компания которого добывает уже
почти 25 процентов всей российской нефти и инвестирует огромные
средства в разведку, добычу и переработку нефти, а значит, и в
социально-экономическое развитие регионов своего присутствия,
высказался за снятие инфраструктурных и энергетических ограничений
на пути развития бизнеса. Достаточно сказать, что в перспективе
"Роснефть" планирует ввести в различных регионах страны
трубопроводы общей протяжённостью 2 тысячи километров и крупные
энергетические мощности. А месторождения Восточной Сибири для
"Роснефти", впрочем, как и для других компаний, уже являются
главным приоритетом. Причём основная ставка делается на Ванкор, где
сегодня используются самые современные в мире технологии. Недаром
же губернатор Александр Хлопонин заявил на форуме, что уже
предлагал Богданчикову один из красноярских форумов провести именно
на Ванкоре, дабы все могли воочию увидеть, что же это такое —
настоящее производство XXI века.
Кроме того, глава "Роснефти" подчеркнул, что
нефтяники претендуют на налоговые каникулы или на налоговые льготы
в каком-то ином виде. Потому как действующие сегодня экспортные
пошлины стимулируют экспорт мазута, но не продукции с высокой
добавленной стоимостью. Получается так, что чем технологически
сложнее нефтеперерабатывающий завод, тем ниже его рентабельность. И
стало быть, продукция высоких переделов просто невыгодна
производителям.
А вот генеральный директор ОАО "Полюс Золото"
Евгений Иванов обратил общее внимание на другой парадокс. По
запасам золота Россия занимает второе место в мире, но "Полюс
Золото", крупнейший в России золотодобытчик, не входит даже в
десятку ведущих золотодобывающих компаний мира. Мешают
развернуться, пояснил он, многолетнее крючкотворство бюрократии при
определении судьбы крупнейших месторождений и всё те же
инфраструктурные ограничения.
Причём сегодня, в условиях роста мировых цен на
золото, подчеркнул Иванов, частный бизнес готов тратить огромные
деньги на геологоразведку, но государство не идёт ему навстречу в
этом намерении, выделяя, по сути, крохотные площади для этих целей.
Поэтому от золотодобытчиков прозвучали два предложения к власти:
смелее направлять средства Инвестиционного фонда в регионы, и
особенно те, которыми руководят авторитетные губернаторы. И
лицензирование геологоразведки передать опять же в регионы, после
чего, мол, через несколько лет в стране будет резкий подъём
золотодобычи.
Михаил Слипенчук, генеральный директор
инвестиционной финансовой компании "Метрополь", постарался развеять
традиционные для регионов опасения по поводу прихода московских
капиталов.
— Опасность поглощения более сильными
компаниями, конечно, присутствует, — согласился Слипенчук, — но не
стоит этого опасаться, поскольку весь мир сейчас глобализуется. И
региональные компании вполне могут стать федеральными и даже
международными.
А что до других забот, то, по убеждению
столичного финансиста, произошёл сильный разрыв между крупным
бизнесом и малым и средним. Крупный уже может сам себя защитить — и
от недобросовестной конкуренции, и от произвола чиновников. А вот
малый со средним и по сей день очень уязвимы и зависимы. Так что
нужно корректировать законодательство.
Общее же настроение, пожалуй, наиболее полно
выразил председатель правления ОАО "ГидроОГК" Вячеслав Синюгин.
Рассказав о проблемах и путях развития компании, он пояснил, что в
"ГидроОГК" сейчас обсуждается нечто похожее на план ГОЭЛРО-2. Ведь
ГОЭЛРО-1 по сути своей был успешным планом развития страны в целом,
а не только энергетики.
Так что, видимо, пришла пора разрабатывать
новую, современную энергетическую скрепу для государственного
организма. Главное, чтобы при этом соблюдался разумный баланс
интересов государства и бизнеса. И если никто из них не будет
тугодумно перетягивать одеяло на себя, то одеяла этого хватит и на
нас всех. Ибо зачем иначе вообще власти городить этот огород с
бизнесом.