АвтоВАЗ опубликовал данные о своих продажах
в июле – они оказались лучшими с начала года.
В прошлом месяце автоконцерн продал 32,5 тыс. автомобилей, что
на 12,4% больше июньских показателей.
Причем выросли продажи всех моделей АвтоВАЗа.
Лучше других продавалась Lada Priora – 10 349, это
на четверть больше, чем в июне. Продажи Lada Kalina
выросли на 8,2%, Lada Samara – на 10,1%.
А продажи внедорожников Lada 4×4 с начала года отличает хорошая динамика
– в первом полугодии они оказались на 3,5% выше
уровня прошлого года. В июле 2009 года было продано
2046 единиц, что на 9,6% выше июньских показателей.
Нынешний объем продаж на 42,2% ниже, чем было год назад,
но при этом АвтоВАЗ выглядит лучше рынка: по данным
Ассоциации европейского бизнеса, в первом полугодии продажи
новых автомобилей в России упали на 49%. По данным
самого завода, его рыночная доля за последний год увеличилась
с 22,6% до 30%.
Результат АвтоВАЗа закономерен, считает
аналитики компании «Открытие» Татьяна Задорожная. Если
в начале года шла активная распродажа иномарок, произведенных
в прошлом году, то к середине года текущего спрос
переместился в сегмент более дешевых машин, в первую
очередь вазовских. Кроме того, рост продаж связан с мерами
по стимулированию спроса. В апреле начала действовать
госпрограмма льготного автокредитования, по которой
из бюджета субсидируется часть процентной ставки
по кредиту в размере двух третей ставки рефинансирования
ЦБ. По данным агентства «Автостат», 80% проданных по этой
программе автомобилей составляли вазовские модели. К тому
же в апреле АвтоВАЗ запустил собственную кредитную
программу (совместно с банками «Уралсиб», ВТБ-24, Газпромбанк
и Русфинансбанк), позволяющую взять кредит по ставке
от 6,9% до 12,9% годовых. А в начале июля
начала действовать программа «Сто дней», по которой
предоставляются скидки от 10 до 22 тыс. рублей.
Принятые меры помогли АвтоВАЗу несколько разгрузить склады:
с марта по июль товарные запасы автозавода снизились
с 90 до 80 тыс. единиц.
Как известно, с начала августа АвтоВАЗ
на месяц остановил производство, рассчитывая за это время
сократить складские запасы. Но аналитики не прогнозируют
осенью дальнейший рост продаж вазовских машин. В лучшем случае
продажи останутся на текущем уровне, считает Татьяна
Задорожная. Аналитик ИФК «Метрополь» Михаил Пак
напоминает, что АвтоВАЗ в этом году уже неоднократно
корректировал свой производственный план. В марте автоконцерн
обещал правительственной комиссии, которую возглавляет первый
вице-премьер Игорь Шувалов, выпустить в 2009 году
не менее 590 тыс. машин (по сравнению
с 943 тыс. в 2008 году), но к лету
этот показатель был уменьшен до 450 тыс. единиц,
а сейчас речь идет о новом сокращении объемов
до 354 тыс. машин по итогам года.
По прогнозам складские запасы автозавода к концу года
могут превысить 100 тыс. машин. При этом аналитик Банка Москвы
Михаил Лямин убежден, что наращивать продажи АвтоВАЗу помешает еще
и морально устаревший модельный ряд. «Ни падение спроса
на рынке в начале года, ни первые признаки
восстановления, наблюдаемые в июне, не сильно сказываются
на продажах автомобилей старого модельного ряда. С учетом
того, что на автомобили данного класса в 2008 году
приходилось около 55% всех продаж АвтоВАЗа, затягивание
с инвестициями в новый модельный ряд может весьма
существенно отразиться на посткризисных объемах продаж и, как
следствие, на уровне рентабельности», – полагает
Лямин.
АвтоВАЗ, как следует из программы,
представленной комиссии Шувалова, готовит обновление модельного
ряда уже в ближайшем будущем. «Классика» и семейство
Samara постепенно уйдут с конвейера, правда, сроки
их кончины на заводе не называют. Но уже
к 2010 году на АвтоВАЗе планируют запустить первую
из четырех новинок на базе купленных у Renault
платформ. На 2011 год запланирован запуск новой бюджетной
модели на платформе Кalina, а также двигателей объемом
1,4−1,6 литра по лицензии Renault. Еще через год завод намерен
выпустить внедорожник C-Cross на собственной платформе,
а в 2013 году – автомобиль класса C. Правда,
программа развития модельного ряда в начале года была
сокращена на 20% – до 95 млрд рублей,
и пока непонятно, где АвтоВАЗ возьмет необходимые для
реноваций инвестиционные ресурсы. Глава Сбербанка Герман Греф уже
ставил под сомнение эти планы. По его словам, чтобы запускать
новую платформу раз в три года, требуется денежный поток,
который может генерировать продажа 5−6 млн машин в год,
что сегодня даже теоретически невозможно.
Кроме того, в связи с запланированным
на осень сокращением зарплаты работников вдвое АвтоВАЗ стоит
на пороге серьезных социальных потрясений, и решение этой
проблемы отодвинет на второй план вопросы инноваций. Завтра
независимый профсоюз автогиганта планирует провести митинг против
сокращения зарплат и остановки конвейера, в котором
вместе с работниками АвтоВАЗа примут участие представители
смежных предприятий. Ожидается, что в нем примут участие более
500 человек. Заявлено десять докладчиков, среди которых
депутаты тольяттинской городской думы от фракции КПРФ
и организации «Декабрь». По итогам митинга будет
составлена резолюция, которую организаторы направят
в правительство страны. Митинг носит предупреждающий характер.
«Мы хотим, чтобы власти задумались о том, что будет
в октябре, когда работники получат сокращенную заработную
плату», – сказал руководитель независимого профсоюза Петр
Золотарев.