Выигрывает контактный способ
Ирина Слюсарева
Упорство
и честь
Японцы – нация рисоводов. А выращивание риса -
невероятно трудоемкое дело. Это огородничество в чистом виде,
отнюдь не полеводство. Почувствуйте разницу. Поле делится на чеки,
рисовые грядки. Их заполняют водой. Рис высаживают на чеку в виде
рассады, поштучно. Затем с ним производят различные крестьянские
операции (пропалывают и так далее) – по колено в воде. Чтобы рис
собрать, воду сливают. По такому циклу все происходит дважды в
год.
Такая технология сделала японцев нечеловечески
упорными и сконцентрированными на достижении цели. Возможно,
поэтому в Японии традиционно ценилось стремление приносить пользу
обществу и людям. Растить рис хорошо – для крестьянина дело чести,
социальная добродетель.
Скажем, рожь растят совсем не так. Ни делить
поле, ни заливать его водой, ни высаживать культуру по росточку не
требуется. Дело тут не в русской лени - в климатических
особенностях наших мест. А из чести рубашку не сошьешь.
Впрочем, вряд ли Михаила Слипенчука с самого
начала занимали размышления об истоках национальной ментальности.
Просто будущий глава ИФК «Метрополь» рос активным парнем. Имел
разряд кандидата в мастера спорта по плаванию, был неоднократным
чемпионом Алтайского края, призером Сибири, членом сборной и
чемпионом МГУ.
После окончания географического факультета МГУ
Михаил Слипенчук два года служил офицером советской армии в
Хабаровске. Там-то и начался главный японский сюжет его жизни. В
военном городке имелась так называемая «школа рукопашного боя»,
реально - школа восточных боевых искусств. В обстановке
страшной секретности (занятия каратэ уголовно преследовались) в
школе занималось человек 15-20. Один из старших офицеров полка,
обладатель зеленого пояса, порекомендовал в группу Слипенчука.
«Дога - из солдатского нижнего белья, пояс - из стропы грузового
парашюта. Такой был старт, - вспоминает Михаил. - Через некоторое
время в стране официально разрешили заниматься каратэ. Пришло много
народу, и по этому случаю были проведены «черный вторник» и «черный
четверг». В эти дни ввели очень жесткие силовые нагрузки. Никакого
каратэ, «одна сплошная «физуха»: бег, силовые и парные упражнения,
приседания, выпрыгивания, пресс. Это было сделано целенаправленно:
такой естественный отбор. В школе осталось процентов десять».
По большому счету эта десятая часть состояла из
людей, чья активность превышала средний уровень. А во времена
застоя, если помните, наличие социального темперамента не
поощрялось. Результаты известны всем.
Кулак как цветокВ каратэ существуют два основных
направления: контактное и бесконтактное. Бесконтактное – это когда
тренируются без риска нанести партнеру серьезные повреждения.
Слипенчук же занимался кёкусин каратэ-до - это полный контакт. Как
говорил основатель стиля Кёкусин, учитель Ояма Масутацу, «суть
каратэ заключается в том, чтобы всегда быть готовым к смертельному
поединку». Иными словами, это не спорт, а боевое искусство.
Но, зарядившись именно на серьезный бой, человек
в какой-то момент начинает понимать, что каратэ - это еще и
жизненная позиция, философия. Или, как говорят на Востоке, путь.
Причем, как кажется вначале, путь - очень восточный. Есть такое
правило: все, чему человек научился на занятиях каратэ, должно
стать полезным для общества. Но, возможно, правило осталось в
прошлом? Современные японцы наверняка вполне глобализованные
персонажи, а самураи водятся лишь в Голливуде.
Однако читаешь книгу Рояма Хацуо «Моя жизнь –
каратэ», а там все концентрированно японское. Всерьез. «Учитель
сказал: «Если Япония проиграет на этом чемпионате, я сделаю себе
харакири».
Или: «Если ищешь силы только для себя, если
уступаешь этой страсти, мой совет – уйди в горы и живи один».
Кто это, спрашивается, и когда уходил у нас в
горы (харакири что и обсуждать) – да ни в каком случае и ни после
какого всенародного провала. Может быть, путь Будо не подходит
русскому человеку? Ментальность у нас другая, не предполагающая
заботы об общественном благе.
Слипенчук, получив серьезную травму, из каратэ
временно ушел. Из науки ушел тоже, защитив кандидатскую. А пришел в
бизнес.
Полтора года проработал «уличным брокером»:
торговал ваучерами и прочими квазиценными бумагами на РТСБ, ЦРУБ,
бирже «Гермес». Карьеру «белого воротничка» начал в 1995 году в
банке "Метрополь" в качестве рядового менеджера несуществовавшего
отдела ценных бумаг. Инициировал создание инвестиционной финансовой
компании «Метрополь» (с момента ее основания и по сей день является
генеральными директором ИФК). Получил переподготовку по
специальности "Финансы и кредит" при РЭА имени Плеханова. И
сконцентрировался на бизнесе финансиста. (В советское время таком
же подпольном, как и каратэ, - то есть превышавшем меру дозволенной
активности).
В результате сегодняшний «Метрополь» — это
группа компаний, занимающаяся финансовыми и промышленными
инвестициями, банковским делом. В ее деятельности появилась также
серьезная благотворительная
составляющая.
Путь каратэПока «Метрополь» рос, Михаил Слипенчук занимался
только бизнесом. Но несколько лет назад, познакомившись с
Александром Нестеренко (черный пояс, 6 дан), возобновил тренировки.
Нестеренко - руководитель школы кёкусин каратэ в Европейской части
России, он единственный из россиян в возрасте 43 лет провел 50
непрерывных боев с обладателями черных поясов. Нестеренко
познакомил Слипенчука с Хацуо Рояма (черный пояс, 9 дан) -
президентом Международной организации кёкусин-кан каратэ-до.
Хацуо Рояма еще с детства интересовался боевыми
искусствами. Занимался каратэ у известных мастеров, был учеником
великого бойца Ояма Масутацу – основателя школы кекусин. Имел массу
титулов и призов, на II чемпионате мира возглавил японскую команду.
Он также автор многих книг по философии и практике каратэ. В 2003
году стал президентом Международной организации Кёкусин-кан. Этот
человек, Рояма, предложил Слипенчуку стать представителем
международной организации кёкусин-кан в России. Так состоялся
возврат российского поклонника каратэ к японскому сюжету.