В «Аэрофлот» в ходе приватизации привлекут стратегического
инвестора, заявил первый вице-премьер Шувалов
Алина Черноиванова
Приватизация «Аэрофлота» пройдет в форме продажи стратегическому
инвестору, заявил первый вице-премьер Игорь Шувалов. Логичные
партнеры — западноевропейские холдинги или авиакомпании из
Австралии и арабских стран, говорят аналитики. Но статус
национального перевозчика, скорее всего, ограничит круг инвесторов
для «Аэрофлота» российским капиталом.
Приватизация «Аэрофлота» может пройти в форме продажи
стратегическому инвестору. Об этом сообщил первый вице-премьер
Игорь Шувалов в интервью Bloomberg.
«В ходе приватизации «Аэрофлот» должен перейти под контроль
стратега, который сможет развивать авиакомпанию, — пояснил Шувалов.
— Главное, чтобы не пришел стратег, который их убьет как
конкурента».
Полный выход государства из капитала «Аэрофлота» предусмотрен,
согласно плану приватизации, до 2016 года. В собственности
государства находится 51,17% акций компании. На данный момент в
планах у государства сохранение «золотой акции». Такая акция дает
решающий голос на собраниях акционеров.
Сейчас у «Ростеха» 3,55% акций «Аэрофлота» (госкорпорация
получила их в конце 2011 года по итогам сделки по передаче
российскому авиаперевозчику своих авиационных активов). В середине
декабря 2012 года еще один крупный миноритарий «Аэрофлота» —
Национальный резервный банк, подконтрольный Александру Лебедеву, —
сообщил о снижении доли в капитале перевозчика с 5,15% до 4,77%.
Остальные акции «Аэрофлота» находятся у частных инвесторов, в том
числе менеджмента авиакомпании, и торгуются на Московской
бирже.
Акции «Аэрофлота» на Московской бирже растут с конца прошлого
года. В последний день торгов — 28 декабря 2012 года — они стоили
44,99 рублей за акцию. По данным на 18.00 21 января, их цена
составляет 50,54 рублей за акцию. Капитализация компании — 56,142
млрд рублей.
Стратегический инвестор для «Аэрофлота» будет из
числа западноевропейских авиакомпаний, прогнозирует Андрей Рожков
из ИФК «Метрополь».
Учитывая авиационный трафик из России в Европу, аналитик
считает, что «европейские компании — Lufthansa, Air France — KLM
или British Airways — найдут самую большую синергию в поглощении
«Аэрофлота».
Рожков уточняет, что для продажи всего государственного пакета
«Аэрофлота» европейскому стратегу правительству придется менять
законодательство, чтобы позволить иностранному инвестору владеть
более чем 49% в российской компании. Кроме того, в рамках
приватизации предстоит указать определенные поведенческие условия
для будущего инвестора, в том числе с точки зрения антимонопольного
законодательства. Иначе остальные российские перевозчики не
выдержат конкуренции, поясняет Рожков.
Стратегическому инвестору, заинтересованному в управлении
компанией, нужна крупная доля, напоминает Елена Садовская из Rye,
Man & Gor Securities. Но влияние на стратегические решения
возможно для акционеров с пакетом более 25% акций, добавляет она,
полагая, что государство «может разбить свой пакет и продать
частями». Стратегический инвестор, по мнению Садовской, будет иметь
российское происхождение.
«Европейского игрока не допустят до госпакета «Аэрофлота» —
велик и очевиден конфликт интересов», — считает она. Гипотетически,
рассуждает аналитик, часть госпакета можно предложить альянсу
Qantas (Австралия) и Emirates (ОАЭ): «рынки разные, а вот иметь
долю на российском рынке, растущем 30-процентными темпами, очень
даже неплохо».
Другой вариант — сделка в софинансировании с Европейским банком
реконструкции и развития (EBRD) или IFC (Международной финансовой
корпорацией Всемирного банка). У EBRD около 30% всех инвестиций в
России, отмечает Садовская, но признает, что эти структуры
стратегическими инвесторами стать не могут, их профиль — финансовые
инвестиции.
«Можно рассуждать о Qantas и EBRD, но до 2016 года многое может
измениться в расстановке сил и приоритетов, возможно, отдадут
очередному крупному российскому холдингу», — считает Садовская.
«Приватизацию «Аэрофлота» обсуждают уже не первый год, —
скептична аналитик по акциям транспортных компаний ИК «Открытие
Капитал» Ирина Ступаченко. — На мой взгляд, это пока еще очень
предварительные, теоретические рассуждения, которые не имеют под
собой никакого практического обоснования».
http://www.gazeta.ru/business/2013/01/21/4935601.shtml