Валерий Манин
Россия обещает за пять лет снизить ввозные
пошлины на иномарки до 15%. Ставка по внедорожникам с объемом
двигателя более 4,5 л в течение семи лет сократится до 12%.
Чиновники говорят, что переходный период дает российским заводам
возможность подготовиться к конкуренции с иностранными концернами.
Но эксперты уверены, что снижение пошлин негативно отразится на
отечественном автопроме. О снижении пошлин на иномарки рассказали
чиновники Минэкономразвития после подписания протокола о завершении
российско-американских переговоров по вступлению во Всемирную
торговую организацию. По вопросам доступа на автомобильный рынок
переговорщикам удалось зафиксировать с американцами такие же
договоренности, как с Евросоюзом, а именно: в течение семи лет
пошлины на новые иномарки будут снижены до 15%. При этом некоторые
страны в качестве условия вступления России в ВТО требовали полной
отмены пошлин на ввоз иномарок, говорят чиновники. По словам главы
МЭРТ Германа Грефа, речь не идет о единовременном снижении ввозных
пошлин, этот будет происходить постепенно, в течение 4–5 лет.
Аналитик ИФК «Метрополь» Александр Жуков считает, что
снижение пошлин на ввоз иномарок крайне негативно отразится на
отечественном автопроме. «Это плохаяновость для российских
производителей. Они будут поставлены в более жесткие конкурентные
условия. Однако есть, наверное, и положительная сторона для них в
этом процессе – пошлины на комплектующие, по всей вероятности,
также будут понижены», – говорит аналитик. По мнению Жукова, 15% –
это достаточно низкая пошлина. При этом он считает, что
окончательно пошлины отменены не будут. «Можно ожидать, что при
таком уровне пошлины цены на иномарки упадут в среднем на 8%. В
целом это приведет к увеличению спроса на автомобили иностранного
производства. Конечно, не обязательно цены на все марки упадут.
Многие продавцы воспользуются новой ситуацией для увеличения своей
марки, для того чтобы получить больше прибыли», – говорит
эксперт. Несмотря на то что импорт новых автомобилей
значительно вырос по сравнению с прошлым годом, основная
конкуренция развернется внутри страны между производителями,
делающими ставку на сборочное производство. На сборку делают ставку
и российские компании, например «Северсталь». Так что конкуренция
развернется внутри страны между дешевыми корейскими и французскими
марками или между вазовскими моделями и дешевыми китайскими
машинами. Пошлины никакого влияния оказывать на этот процесс не
будут… При этом аналитики считают, что пошлины все равно останутся.
«Из средства защиты отечественного автопрома они превращаются в
сбор типа акцизного, что правильно и нормально. Промсборка вытеснит
и российские модели, и импорт подержанных машин, но импорт новых
иномарок сохранится. В будущем это будут эксклюзивные и дорогие
модели – почему бы государству не брать пошлину за их ввоз?»