Екатерина Соболь
Стремление догнать «Аэрофлот» дорого обошлось
«Трансаэро». Ее бизнес оказался менее рентабельным, чем у других
крупных авиакомпаний, а уровень долга — выше.
«Трансаэро» впервые раскрыла некоторые
показатели по МСФО в презентации для инвесторов к размещению
облигаций на 2,5 млрд руб. (есть у «Ведомостей»). Выручка
перевозчика в 2011 г. выросла на 36% до 68,2 млрд руб., а EBITDAR
(прибыль до уплаты процентов, налогов и амортизационных отчислений
после вычета платежей по лизингу) сократился на 9% до 6,1 млрд
руб.
В результате рентабельность «Трансаэро» по
EBITDAR составила 8,9%. Это вдвое ниже, чем у «Ютэйр» (18,6%), и
втрое ниже, чем у «Аэрофлота» (29,9%), констатирует аналитик ИК
«Регион» Алла Юрова. Правда, это больше, чем у S7, рентабельность
которой по EBITDA 7,9%, отмечает сотрудник компании — консультанта
S7 (представитель авиакомпании финансовые показатели не
комментирует).
Причина — агрессивная политика «Трансаэро». За
четыре года ее пассажиропоток вырос в 2,7 раза — с 3,2 млн до 8,5
млн человек, парк — в 2,4 раза — с 31 до 73 самолетов, а доля рынка
достигла 20% — больше лишь у «Аэрофлота» (25%), говорится в
презентации. Компания не намерена сбавлять темп и обещает
инвесторам «в следующие несколько лет продолжить рост, опережающий
среднерыночные показатели». В прошлом году «Трансаэро» подписала
соглашения на поставку до 36 самолетов и планирует, что до конца
2014 г. в ее парке будет около 100 судов. В этом году компания
собирается перевезти 10,6 млн человек (+24,7%), сообщается в
презентации, а за четыре года — увеличить пассажиропоток на 81%,
добавляет ее представитель.
Прогнозы «Трансаэро» опережают среднерыночные —
до 2015 г. рынок вырастет на 30% — и их реализация потребует
немалых инвестиций, отмечает Юрова, хотя успехи «Трансаэро»
достигнуты ценой высокого долга.
К 1 февраля он достиг 23,7 млрд руб., а с учетом
обязательств по финансовому лизингу составлял около 60 млрд руб.,
говорится в презентации. За четыре года обязательства «Трансаэро»
выросли почти в семь раз, в том числе за 2011 г. — на 22 млрд до
69,1 млрд руб., больше прошлогодней выручки. Это столько же,
сколько у «Аэрофлота», выручка которого — 157 млрд руб., и вдвое
больше, чем у «Ютэйр» (выручка — 53,1 млрд), отмечает Юрова.
При этом все кредиты «Трансаэро» должны быть
погашены до 2014 г., говорится в презентации. В этом году компании
также предстоят максимальные лизинговые платежи — около $500 млн
(затем они будут снижаться до $150 млн в 2018 г.).
«Аэрофлот» прогнозирует рост в среднем на 16% до
2016 г. и к этому времени намерен занять 40% рынка, сказал источник
в компании. «Ютэйр» планирует рост на 19% в течение трех лет.
Рентабельность по EBITDAR в 8,9% —
на уровне европейских игроков, отмечает аналитик ИФК «Метрополь»
Андрей Рожков. «Трансаэро» контролирует ситуацию с
кредитными обязательствами, уверяет заместитель гендиректора
Дмитрий Столяров: «банки полностью нам доверяют», иначе компания не
смогла бы разместить бонды.
Однако займы обходятся ей дороже, чем другим,
отмечает Юрова: доходность облигаций «Трансаэро» составила 12,8%
годовых по сравнению с 9,7% у «Сибири» и 7,9% у «Аэрофлота».
http://www.vedomosti.ru/newspaper/article/278275/dolgi_okrylyayut#ixzz1qUKTm6jB