“ОКУ” УСИЛЯТ ЕВРО-2 Анастасия ГЕРАСИМОВА, “ВиД”
КАМАЗ рассчитывает на масштабный выпуск
автомобилей “Ока” с двигателем Евро-2. В расчете осуществить эти
планы и найти новые рынки сбыта, заодно уменьшив и зависимость от
монопольных поставок двигателей с АвтоВАЗа, Камский завод
подыскивает новых партнеров.
КАМАЗ владеет 74,37% акций АО “ЗМА”. В 2003 году
на ЗМА было собрано 40011 автомобилей “Ока”, на 100%
укомплектованных двигателями с АвтоВАЗа. Продажи продукции ЗМА в
2003 году, в том числе и запчастей составили 2,7 млрд рублей, а
чистая прибыль - 33,3 млн рублей. Автомобиль “Ока” стоит 84 - 96,6
тыс. рублей. До сих пор ЗМА был на 37% обеспечен госзаказами, в том
числе и по линии соцзащиты. Но на ЗМА ждут, что в ближайшее время
объем заказа будет снижен. Поэтому компании придется больше машин
продавать в розницу. ЗМА решил улучшить качество “окушек”, снабжая
их двигателем класса Евро-2, и расширить перечень поставщиков
силовых агрегатов. Тогда завод смог бы увеличить и объем выпуска
машин. Спрос российского рынка на легковые автомобили “Ока”
составляет около 120000 единиц в год, полагают на ЗМА. И хотя
ежегодно завод собирает примерно по 40000 “окушек”, или две трети
от общего выпуска этих малолитражек, мощности ЗМА рассчитаны на
производство 75000 автомобилей. На заводе и хотели бы увеличить
выпуск машин, но не могут добиться заметного роста поставок от
монопольного поставщика двигателей - АвтоВАЗа. Впрочем, с ним ЗМА
договорился о поставках в 2005 году около 6000 двигателей класса
Евро-2. Удорожание каждой машины составит, по разным оценкам,
$300-600. Поиски новых партнеров привели к переговорам с
украинскими, корейскими, японскими и китайскими производителями. И
некоторые их них увенчались успехом. В следующем году ЗМА
рассчитывает увеличить выпуск продукции на 6000 автомобилей - до
46000 единиц. В конце прошлого года ЗМА договорился о поставках
силового агрегата МеМЗ-2471 (1,1 л) Евро-2 с Запорожским
автозаводом. В 2005 году ЗМА рассчитывает получить от него 3000
двигателей этого класса. Удорожание техники в новой комплектации
также составит от $300 до $600. А в июле ЗМА подписал контракт с
китайской Norinco на поставку четырехцилиндровых двигателей
(объемом 1-1,3 л) класса Евро-2. По словам представителя Norinco У
Сяо Мина, его компания выпускает эти силовые агрегаты под маркой
Norinco на СП этой фирмы с Suzuki и по совместным с ней
технологиям. Продажи “Оки” в новой комплектации планируется вести и
в России, и на экспорт. Согласно контракту с Norinco, стоимость
которого стороны не разглашают, поставки определены в объеме до
30000 двигателей в год. “В десятых числах ноября мы ждем из Китая
первые 80 силовых установок. А всего до конца года рассчитываем
получить 160 двигателей”, - говорит гендиректор ЗМА Васил Каюмов.
По его словам, испытания “Оки” с китайским “движком” уже начаты. Но
в 2005 году завод намерен поставить на “Оку” не боле 3000 силовых
установок с Norinco. За счет новой комплектации автомобиль может
подорожать на $900, и Каюмов еще не уверен, как рынок воспримет
такой продукт. Представитель Norinco У Сяо Мин напомнил, что
переговоры между сторонами начались еще в прошлом году. Он доволен
заключенным контрактом. И добавляет, что в зависимости от
эффективности партнерства его компания рассматривает и “другие
варианты сотрудничества с КАМАЗом”. В том числе речь идет и о
“возможности совместного производства легковых автомобилей”. Но
какое-либо решение на этот счет может быть принято не раньше
будущего года, считает представитель Norinco. На ЗМА также говорят
о поисках стратегического партнера для дальнейшего развития
производства и возможного выпуска лицензионного автомобиля. “Но
пока это лишь планы”, - отмечает собеседник. “Народ устал глядеть
на однообразие”, - говорит менеджер ЗАО ПФ “Транстехсервис”. Он
полагает, что даже при удорожании “Оки” ее козырь - дешевизна -
останется. К тому же “Ока” получит более мощный мотор. А со
временем, может быть, и новый кузов. Поэтому около 25% клиентов
могут переключиться на новый продукт. А рынок “его запросто
проглотит”, говорит дилер. Представитель ООО “Автолига” верит, что
спрос на “окушку” с китайским движком будет высоким. “Хотя
двигатель и китайского производства, он очень хороший. Улучшение
качества сполна компенсирует удорожание “Оки”, - считает
собеседник. Аналитик “УралСиба” Вячеслав Смольянинов считает, что
удорожание техники может затруднить ее продажи, поскольку “цена -
главное конкурентное преимущество”. Денис Нуштаев из “Метрополя”
полагает, что установка двигателя потянет за собой дополнительное
переоснащение и в конечном счете еще большее удорожание “Оки”,
поэтому ЗМА стоит рассчитывать в основном на экспортные поставки,
отрабатывая уже имеющиеся и рынки Юго-Восточной Азии. В России же
необходимо предпринять ряд специальных шагов - к примеру, по
пробным поставкам в различные регионы.