Ольга Самофалова
Почти двести тысяч человек, сделавших заказ на
«ё-мобили», получат желанный автомобиль как минимум на два года
позже. Компания «Ё-авто» объявила о переносе сроков серийного
выпуска своей продукции. Эксперты указывают, что проект с самого
начала был крайне далек от соблюдения требований, которые диктует
современное автомобильное производство.
«Ё-авто», совместное предприятие «Онэксима»
Михаила Прохорова и «Яровит-моторс», сдвигает сроки по серийному
выпуску «ё-мобиля» на конец 2014-го – начало 2015 года. Ранее завод
по выпуску этих автомобилей должен был заработать во второй
половине этого года, а серийная сборка была намечена на конец года.
«Срок проекта необходимо сдвинуть на конец 2014-го – начало 2015
года из-за проблем с американским подрядчиком по выпуску кузова», –
объяснил «Интерфаксу» генеральный директор СП Андрей Бирюков.
По неофициальной информации СМИ, американский
подрядчик не выполнил в срок контракт на разработку кузова, поэтому
российской компании пришлось самой заняться разработкой кузова и
сдвинуть сроки проекта. За это Бирюкова попросили уйти.
Сам Бирюков подтвердил, что уходит с поста
руководителя СП и покидает компанию из-за того, что взял на себя
ответственность за несоблюдение сроков реализации. Компания
«Ё-авто» в свою очередь объявила о назначении новым генеральным
директором Андрея Гинзбурга, работавшего главным конструктором
компании с самого начала проекта.
Бирюков рассказал, что покидает компанию, но
остается участвовать в проекте как соинвестор и будет работать в
совете директоров. По его словам, все конструкторские и инженерные
работы по проекту завершены. «Многие недоброжелатели сейчас будут
говорить, что это (проект «ё-мобиля») была пиар-акция Михаила
Прохорова, но это неправда, и он продолжает финансировать СП», –
сказал Бирюков. Ранее сообщалось, что СП к июню инвестировало в
проект более 80 млн евро из 150 млн евро – изначальная общая сумма
проекта.
Новый гендиректор «Ё-авто» также уверяет, что
компания завершила этап проектирования и сейчас проводит валидацию
(утверждение) технических решений. По его словам, в 2013 году
компания намерена приступить к сертификации «ё-мобилей». Во втором
квартале следующего года будут изготовлены предсерийные прототипы
автомобилей, которые смогут протестировать потенциальные
покупатели, оформившие предзаказ, рассказал Гинзбург. В мае 2011
года компания начала официальный прием заказов на «ё-мобили»,
правда, от потенциальных покупателей не требовалось
подписание официального контракта и предоплата, только
онлайн-регистрация. На сегодняшний день на официальном сайте
«ё-авто» оставлено 196 тыс. заявок на покупку «ё-мобилей».
Потери
Срыв на два года запуска серийного
производства подпортит не только имидж проекта Михаила Прохорова,
но и ударит по «кошелькам» соинвесторов. «Перенос сроков запуска
завода негативным образом отразится на проекте «Ё-авто», в первую
очередь, это коснется имиджа проекта, в который и в настоящее время
верят немногие, считая данный проект по большей части
пиар-акцией», – говорит газете ВЗГЛЯД отраслевой аналитик ИФК
«Метрополь» Анна Долайчук.
«Естественно, перенос запуска проекта приведет к
росту затрат, если смотреть на автопроизводителей, то среднегодовой
рост себестоимости до 2015 года составит 11%», – добавляет
эксперт.
Генеральный директор ФГУП «НАМИ» Максим Нагайцев
говорит, что «ё-мобиль» не является техническим откровением в
области гибридного транспорта. Это лишь один из видов гибридов,
которые сейчас в мире проектируются и изучаются. По его словам, уже
техническая концепция агрегатов в проекте менялась несколько раз.
Это были и микротурбинные двигатели, и роторно-лопастные, и обычные
ДВС.
Когда презентовались опытные образцы автомобилей
в 2010 году, создатели планировали установить на машины поршневые
двигатели немецкой компании Weber. Потом стали говорить о планах
использования в автомобилях роторно-лопастных двигателей,
работающих на природном газе, российского производства. Затем снова
вроде как вернулись к иностранным разработчикам.
Летом прошлого года Бирюков заявил, что первые
«ё-мобили», которые сойдут с конвейера завода под
Санкт-Петербургом, будут оснащаться классическими гибридными
двигателями, а не роторно-лопастными установками. В течение года
после начала серийного производства будут проводиться тесты
роторно-лопастной силовой установки и потом только их поставят на
реальные машины.
В январе этого года Бирюков объяснил, что при
испытании роторно-лопастного двигателя выявлены проблемы. «Что
касается роторно-лопастного мотора, он проходит испытания.
Появились некоторые проблемы, связанные с материалом уплотнительных
колец. Мы сейчас ждем от наших немецких партнеров, которые их
изготавливали, новый комплект. Поскольку температуру, которую мы
ожидали, что они будут держать, кольца не выдержали – они просто
поплыли на 650 градусах. Как только мы получим новый материал –
продолжим испытания», – рассказал гендиректор «Ё-авто» радиостанции
«Сити-FM».
В целом, роторно-лопастные двигатели еще никто
не производил серийно, уверяет отраслевой журнал «За рулем». Этот
проект многие считают не автомобильным, а имиджевым. Чтобы сделать
машину, отвечающую современным требованиям, нужна мощная структура:
завод, техцентр, полигон, инженерный, маркетинговый и
производственный корпус, говорит автор статьи. «Создатели
«ё-мобиля» рассказывают о нем так, будто строят один концепт, а не
серийный продукт – судя по тому количеству новаций, которое
впихивают в полипропиленовый корпус. Цену при этом объявляют
неслыханно низкую. Да еще предлагают распылить производство по всей
стране. И что, эта сказка станет былью только потому, что на макете
«ё-мобиля» прокатился премьер-министр?» – говорит автор статьи
Антон Чуйкин.
Сроки запуска производства уже не первый раз
сдвигаются, при этом «автомобиль ни разу не был испытан в
традиционном «краш-тесте» до сих пор, а это значит, конструкция не
одобрена, то есть автомобиля просто не существует как продукта,
который можно готовить к производству», считает Нагайцев.
«Два года намерений и макетов за объявленные 150
млн долларов (4,5 млрд рублей) далеки от реальной промышленной
практики автопрома», – добавляет он.
Впрочем, Долайчук полагает, что
запуск производства «ё-мобилей», несмотря ни на что, может
состояться. Она объясняет это достаточно быстрыми темпами роста
продаж автомобилей, в частности, машин именно данной ценовой
категории, на примере Volkswagen Polo, продажи которого за 7
месяцев подскочили на 63%. Стоимость «ё-мобилей», как ожидается,
составит 350–450 тыс. рублей.
Детище Прохорова
О разработке проекта «народного гибрида» Михаил
Прохоров заявил еще в начале 2010 года. В декабре 2010 года
бизнесмен лично представил три действующих образца гибридного
автомобиля, получившего название «ё-мобиль» – хэтчбэк, фургон и
кросс-купе. Планируется, что топливом для автомобиля будет служить
бензин или газ, а вместе с двигателем внутреннего сгорания будут
работать и электромоторы. «Онэксим» и «Яровит» владеют «Ё-авто»
через люксембургскую City Car Investments.
В середине 2011 года был заложен первый камень
будущего завода в Санкт-Петербурге. Инвестиции в две очереди
предприятия в СП оценивали в 260 млн евро. Мощность завода должна
составить 90 тыс. автомобилей в год. В 2011 году СП получило
международный идентификационный код изготовителя транспортного
средства (WMI), необходимый для серийного выпуска автомобилей.
В начале года Михаил Прохоров говорил, что
строительство завода идет с опережением сроков и что уже к декабрю
2012 года будет выпущена первая партия электромобилей объемом в 25
тыс. штук. Теперь сроки сдвинулись как минимум на два года.
Стоимость серийного «ё-мобиля» в базовой комплектации, по данным
автопроизводителя, составит около 500 тыс. рублей.
В феврале Прохоров заявил, что следующий завод
для выпуска «ё-мобиля» надо строить на Дальнем Востоке, «чтобы там
развивалось собственное инновационное производство». А в начале
лета Андрей Бирюков заявил, что «ё-мобили» будут выпускать еще и во
Вьетнаме. В конце 2012-го – начале 2013 года «Ё-авто» собиралась
подписать соглашение с одной из вьетнамских компаний о создании
завода во Вьетнаме по выпуску «ё-мобилей» мощностью 100 тыс.
автомобилей в год. Судьба этих проектов пока неизвестна.
http://www.vz.ru/economy/2012/9/3/596416.html