«АвтоВАЗ» официально заявил об остановке
конвейера с 1 по 31 августа. Поставщики опасаются, что это может
привести их к банкротству
Екатерина Назарова
Решение об остановке конвейера было принято «с
целью приведения объемов производства в соответствие со спросом на
рынке и необходимостью сокращения затрат при условии сохранения
рабочих мест», сообщила вчера вечером пресс-служба завода. Каковы
складские запасы у самого «АвтоВАЗа» и его дилеров, в пресс-службе
не говорят. По информации одного из топ-менеджеров завода, сейчас
запасы составляют 85 600 автомобилей, в то время как в докризисные
времена они не превышали 50 000 авто.
По мнению аналитика «ВТБ капитала» Елены
Сахновой, полная остановка конвейера в августе и последующая работа
по сокращенному графику в сентябре 2009 — феврале 2010 г.
(20-часовая рабочая неделя) позволят полностью избавиться к началу
2010 г. от запасов при ежемесячном уровне продаж в 30 000 авто. По
данным Ассоциации европейского бизнеса, в июне было продано 28 851
Lada. Но включение всех моделей Lada в список машин, кредитные
ставки по которым субсидируются, позволит увеличить продажи на 5%,
считает Сахнова.
С ней согласен аналитик ИФК «Метрополь»
Михаил Пак. Прогнозируемые продажи новых машин в этом году — 1,2
млн; при доле рынка «АвтоВАЗа» в 30% и складских запасах на начало
2009 г. в 120 000 авто завод в этом году должен выпустить не более
280 000 машин, посчитал аналитик. На протяжении этого года
«АвтоВАЗ» в среднем выпускает 30 000 машин ежемесячно, простой
конвейера в течение двух месяцев (завод уже стоял с начала года по
2 февраля) позволит распродать запасы, говорит Пак. Но он
сомневается, что завод может сильно сократить издержки.
По сообщению пресс-службы, сотрудникам
предприятия во время вынужденного простоя будет выплачиваться 2/3
заработной платы. (В 2008 г. содержание персонала обошлось
«АвтоВАЗу» в 26,6 млрд руб.)
Во время простоя завод будет оплачивать
поставщикам ранее отгруженные комплектующие, чтобы не привести
смежников к банкротству, рассказал «Ведомостям» министр
промышленности и энергетики Самарской области Владислав Капустин.
По его словам, на данный момент просроченной задолженности перед
поставщиками за 2008 г. у завода нет. А векселя, которыми «АвтоВАЗ»
рассчитывался с поставщиками за комплектующие с ноября 2008 по
апрель 2009 г., погашаются в соответствии с графиком.
«Векселя имеют срок погашения полгода, так что
деньги некоторые поставщики получат лишь в конце сентября, а нам
также нужно оплачивать долги перед своими субпоставщиками, платить
налоги и зарплаты», — говорит один из поставщиков завода,
попросивший об анонимности. По его мнению, остановка конвейера
приведет к полной остановке производств поставщиков и может
закончиться их банкротством. По словам менеджера одного из заводов
— поставщиков «АвтоВАЗа», входящего в группу «Сок», долг «АвтоВАЗа»
перед группой составляет 494 млн руб., из которых 277 млн руб. —
просроченная задолженность.
Сахнова из «ВТБ капитала» считает, что даже при
самом оптимистичном сценарии и повышении «АвтоВАЗом» продаж его
операционная прибыль не превысит $100 млн. И это однозначно
приведет предприятие к убытку, говорит Сахнова. Но размер убытка
она не смогла спрогнозировать.