Ксения Писарева
Минвостокразвития заявило о намерении уравнять в
условиях бизнесменов ДФО и других регионов
Министр по развитию Дальнего Востока Виктор Ишаев предложил
реализовать на Дальнем Востоке сразу несколько амбициозных
проектов. По его мнению, строительство «второго БАМа», модернизация
Транссиба и строительство перехода на Сахалин обеспечат расширение
бизнеса и дадут региону толчок для развития, уравняв его по
условиям с другими субъектами РФ. Участники рынка и аналитики
считают проекты перспективными, однако говорят, что подходить к ним
надо комплексно, иначе не избежать проблем как с их
функционированием, так и с дальнейшим привлечением инвестиций в
данные сектора.
В ходе выступления в Совете федерации Виктор
Ишаев предложил с целью ускорения развития Дальнего Востока сделать
упор на развитие транспортной системы, инфраструктуры,
обрабатывающих отраслей промышленности. «Крупные точки роста
связаны в первую очередь с освоением природно-ресурсного потенциала
макрорегиона, с комплексными инвестиционными проектами. Однако для
их успешной реализации необходимы государственные инвестиции в
инфраструктуру», — сказал министр. Полпред заявил, что
приоритетными должны быть те проекты, которые обеспечивают создание
условий для привлечения частных инвестиций. К таковым, по его
мнению, относятся проекты транспортного развития, а также
перевозок. «Необходимо модернизировать Транссиб и порты, на которые
выходит магистраль. Строительство второго пути БАМа увеличит
пропускную способность магистрали. По сути, ее можно назвать БАМ-2.
Речь также идет о строительстве мостового или тоннельного перехода
на остров Сахалин. Это усилит геополитическое положение России на
Дальнем Востоке. И, наконец, выход на Транссиб должна получить
Транскорейская магистраль», — поделился планами министр.
Парламентарии решили создать рабочую группу для
разработки предложений по развитию Дальнего Востока и
соответствующего законопроекта, предусматривающего предоставление
дальневосточным регионам льгот по уплате налогов, таможенных пошлин
и льготных цен (тарифов) в сферах электроэнергетики, газоснабжения,
теплоснабжения с целью создания равных условий развития с другими
субъектами РФ (в некоторых западных регионах действуют преференции
для местного бизнеса). В частности, в Свердловской области власти
дают льготы по налогу на имущество. «При наличии массированных
инвестиций из различных источников, активизации
государственно-частного партнерства, опережающем развитии
транспортной инфраструктуры мы сможем решить многие проблемы
дальневосточников, обеспечить расширение бизнеса и, самое главное,
создать новую точку роста российской экономики», — резюмировал
министр.
Участники дальневосточного рынка в целом
положительно оценили планы министерства, но при этом отметили, что
часть названных проектов — прямая забота государства. Например,
модернизация причалов в портах. «Что же касается иной портовой
инфраструктуры, то собственники об этом и так заботятся, поскольку
напрямую заинтересованы в стабильной работе, увеличении объемов и
т. д.», — отметил гендиректор МП «Трансазия холдинг» Иосиф
Гурджа.
Говоря о модернизации Транссибирской магистрали,
участники рынка заметили, что вопрос требует комплексного подхода.
«Необходима плановая модернизация всей сети, именно плановая,
скоординированная со всей остальной сетью», — считает господин
Гурджа.
При этом в необходимости строительства «второго
БАМа» участники рынка сомневаются. «Наверное, это хороший проект,
но нужно подсчитать, возможно, дешевле будет модернизировать
сортировочные станции, обновить тяговый подвижной состав,
разработать современные программы по диспетчеризации движения», —
полагает генеральный директор ОАО «РЖД-Логистика» Александр
Воронин. Он добавил, что в текущей ситуации, когда грузопоток
падает, деньги целесообразнее вкладывать в технологии. «Впрочем, от
реконструкции тех же припортовых станций отказываться нельзя. Так
как они не справляются и с текущими объемами», — заключил
собеседник.
Планы министерства по строительству мостового
или тоннельного перехода на остров Сахалин участники рынка
оценивают как хорошую альтернативу существующей паромной переправе,
тем более что с последней, по их словам, постоянно возникают
проблемы. «Это должно облегчить доставку грузов и в одном и в
другом направлении, уменьшить нагрузку на порты», — говорит
господин Воронин.
Аналитики поддерживают мнение
бизнесменов. «Если говорить об актуальности проектов, то я бы
отранжировал их в следующем порядке. Во-первых, необходимо
ликвидировать «узкие» места на БАМе (участок Бикин — Амурский залив
— Смоляниново — Находка) и Транссибе (от Комсомольск-Сортировочная
до Советской Гавани). Во-вторых, вывести на Транссиб Транскорейскую
магистраль. В-третьих, построить переход на остров Сахалин», —
считает аналитик группы «Метрополь» Андрей Рожков. Вместе с тем
эксперты не берутся оценить финансовую составляющую, так как пока
нет оценок строительства этих проектов. «Но с уверенностью можно
говорить, что приоритетные проекты — Транссиб и узкие места на БАМе
— должны быть реализованы, так как в них заинтересованы как бизнес,
так и государство, а значит, они могут быть профинансированы как
частным, так и государственным капиталом», — заключил господин
Рожков.
http://www.kommersant.ru/doc-y/2084211