Группа ГАЗ опровергает информацию о покупке
Chrysler
Владимир Степанов
Вчера представители подконтрольной Олегу
Дерипаске Группы ГАЗ официально опровергли информацию об интересе
компании к покупке американского подразделения концерна
DaimlerChrysler AG - Chrysler. По их утверждениям, речь идет о
явной ошибке со стороны источников подобной информации. Фондовые
аналитики сделку оценивают как абсолютно бессмысленную, принимая во
внимание миллиардный убыток американской компании. Не говоря уже о
том, что компания с капитализацией в $61 млрд Олегу Дерипаске явно
не по карману. Информацию об интересе Олега Дерипаски к Chrysler
распространил в воскресенье журнал Focus без ссылки на источник
информации. Увязка имени российского предпринимателя с американской
компанией вполне понятна: в апреле 2006 года Группа ГАЗ подписала
соглашение о покупке производственных активов завода Sterling
Heights Automotive Plant (Мичиган, США) и лицензию на производство
автомобилей Chrysler Sebring и Dodge Stratus. "И там и тут
Chrysler, так что кто-то явно что-то напутал", - прокомментировал
"Газете" информацию Focus пресс-секретарь ОАО "Руспромавто"
Владимир Торин. По его мнению, сознательная дезинформация также
маловероятна. "Мне кажется, просто произошла какая-то ошибка", -
говорит он. Причины, по которым Олег Дерипаска не может купить
Chrysler, чисто экономические. Во-первых, габариты российской и
американской компаний несопоставимы. По данным председателя совета
директоров ОАО ГАЗ Петра Золотарева, озвученным в январе, объем
капитализации Группы ГАЗ в настоящее время составляет всего $2
млрд. Капитализация же концерна DaimlerChrysler AG составила в
прошлом году $61 млрд. "Для ГАЗа приобретать Chrysler
означало бы неимоверные затраты, которые Олег Дерипаска не потянул
бы, - говорит аналитик ИФК "Метрополь" Александр Жуков. - Для этого
нужны либо серьезные партнеры, либо огромные заимствования". Второй
аргумент не в пользу покупки американского актива - его крайне
непривлекательная хроническая убыточность. По результатам 2006 года
чистый убыток Chrysler составил около $1,5 млрд. Лишь благодаря
продажам Mercedes концерн DaimlerChrysler AG закончил 2006 год с
прибылью в $7,3 млрд. "Ну и зачем Дерипаске покупать такой
неприбыльный актив с кучей проблем, в то время как самому ГАЗу
нужно поднимать свое производство?" – вопрошает Жуков. Не нужен
такой затратный балласт, похоже, теперь и головному концерну
DaimlerChrysler. В середине февраля топ-менеждмент концерна объявил
о готовности продать американское подразделение. Ход переговоров с
претендентами на Chrysler в концерне не комментируют, хотя
некоторые западные СМИ уже называли в их числе General Motors,
азиатских автопроизводителей, а также крупных финансовых
инвесторов. В случае же с ГАЗом сотрудничество с Chrysler
целесообразнее было бы вести более точечно, покупая технологии под
каждый конкретный проект. "Зачем покупать все предприятие, если
можно купить по отдельности какие-то необходимые технологии или
компоненты, - убежден Александр Жуков. – Так выйдет дешевле и
выгоднее". В принципе именно такой тактики и придерживается
ГАЗ: в приобретенное в прошлом году у DaimlerChrysler оборудование
ГАЗ вложит $150 млн для организации производства автомобилей
Chrysler Sebring и Dodge Stratus в Нижнем Новгороде. "Первые
автомобили появятся уже в конце этого года", - обещает Владимир
Торин. Объем производства завода оценивается в 65 тысяч автомобилей
в год. Впрочем, однозначно прогнозировать успешность даже такой
точечной стратегии пока преждевременно. ГАЗу достались далеко не
новинки автомобильного рынка, нынешние версии Sebring и Stratus
были запущены в производство в 2001 году. При этом у экспертов
рынка возникают сомнения, что у ГАЗа получится выпустить
"бюджетные" модели. Впрочем, никакого особого выбора у компании
Олега Дерипаски не было, так как соглашение с DaimlerChrysler -
практически безальтернативный вариант для того, чтобы остаться на
рынке легковых автомобилей. Единственное авто концерна в этом
сегменте - "Волгу" - давно пора снимать с производства. Раньше Олег
Дерипаска связывал свои надежды с Fiat, а с 2004 года – с японской
Nissan. Но договориться удалось лишь с DaimlerChrysler.