К "Автотору" есть миллиардная
претензия
Ольга Ъ-Плешанова, Дмитрий Ъ-Беликов
Как стало известно "Ъ", таможенная служба
предъявила к ЗАО "Автотор" около 1 млрд руб. претензий в связи с
ввозом в Россию комплектующих для автомобилей BMW. По мнению
таможни, компания под видом комплектующих ввозила "автомобили в
несобранном виде". Сумма 1 млрд руб. сопоставима со стоимостью
"Автотора", но аналогичные претензии, связанные с автомобилями Kia,
Chevrolet, Cadillac, Hummer, уже признал недействительными Высший
арбитражный суд (ВАС).
Калининградский завод "Автотор", производящий
автомобили из ввозимых комплектующих, в последнее время ведет в
арбитражных судах многочисленные споры с таможней. "Автотор"
декларирует грузы, ввозимые в режиме свободной таможенной зоны, как
автомобильные комплектующие (части и узлы). А Калининградская
областная таможня считает, что товар имеет иную классификацию:
"легковые автомобили соответствующей марки в несобранном виде".
Поэтому заводу доначисляются таможенные платежи.
Наиболее крупное дело, в котором ЗАО "Автотор"
оспаривает сразу несколько десятков решений таможни за 2007-2008
годы, будет рассматриваться 24 июня в кассационном суде
Северо-Западного округа. Об этом "Ъ" рассказал руководитель
юридической фирмы "Глазунов и партнеры" Алексей Глазунов,
представляющий завод в суде. По словам господина Глазунова, это
первое судебное дело, связанное с комплектующими для автомобилей
BMW, а сумма требований таможни составляет около 1 млрд руб. 21
ноября 2008 года арбитражный суд Калининградской области решил это
дело в пользу таможни, но 19 марта нынешнего года апелляционный суд
решение отменил и признал претензии к заводу незаконными. Теперь
таможня подала кассационную жалобу.
В постановлении апелляционного суда сказано, что
"Автотор" в период с 12 января 2007 года по 15 августа 2007 года
ввез в Россию комплектующие для автомобилей марки BMW 3-й, 5-й и
Х3-й серий. По мнению завода, проводимая им сборка автомобилей
"включает в себя комплекс регулировочных и испытательных операций,
предусмотренных технологическим процессом, а компоненты
подвергаются дальнейшим рабочим операциям для приведения в
завершенный вид". Таможня, однако, настаивает на том, что завод
осуществляет только простые сборочные операции без доработки
ввозимых комплектующих. Но единственным доказательством этого
явилось экспертное заключение ФГУП "Научно-исследовательский
автомобильный и автомоторный институт", которое апелляционный суд
счел некорректным.
С конца 2008 года через ВАС прошло уже 45 дел, в
которых "Автотор" оспаривал претензии таможни, связанные с ввозом
комплектующих для автомобилей Kia, Chevrolet, Cadillac, Hummer. Во
всех случаях суды нижестоящих инстанциях признали претензии таможни
незаконными, и коллегия судей ВАС с этим согласилась, отказавшись
передавать дела в президиум для пересмотра. Алексей Глазунов
считает, что эти дела аналогичны нынешнему делу о комплектующих к
BMW, при этом "степень несобранности у BMW максимальная", каждая
машина собирается из 4,5 тыс. мелких деталей. Сумму 1 млрд руб.,
требуемую таможней сейчас, господин Глазунов назвал "сопоставимой
со стоимостью завода", а общую сумму претензий, предъявлявшихся
таможенниками по всем автомобилям, оценил в $300 млн (свыше 9 млрд
руб.).
Президент--генеральный директор
"Автотор-холдинга" (контролирует завод) Валерий Горбунов сказал
"Ъ": "Острая фаза спора с таможней прошла, и если раньше мы и
таможня активно судились, то теперь стороны начинают диалог о
мирном урегулировании спора". С формальной точки зрения таможня
"возможно, в чем-то и права", признал господин Горбунов, но
рассказал, что "Автотор" выпускает BMW с 90-х годов и никогда
раньше претензий таможни к импорту машинокомплектов для сборки этих
автомобилей не возникало. Насколько реально "Автотору" заплатить 1
млрд руб. претензий, он не уточнил, а консолидированные финансовые
показатели завод не публикует. Аналитик ИФК "Метрополь"
Михаил Пак считает, что 1 млрд руб. "сейчас не в состоянии
единовременно выплатить ни один российских автопроизводитель" и что
такой объем претензий, безусловно, создаст "Автотору" проблемы.
Однако аналитик считает, что в условиях кризиса таможня не пойдет
на обострение конфликта: "Для государства сегодня важнее сохранение
рабочих мест в автопроме".