На прошедшей неделе окончательно подтвердилась
информация о том, что владельцы аэропорта «Домодедово» ищут
покупателя на свой актив – факт, который активно отрицался
представителями аэропорта ещё месяц назад.
Сейчас же, по сообщениям ряда российских СМИ,
официально свой интерес к приобретению аэропорта подтвердили
«Ренова» Виктора Вексельберга и совладелец Внуково Виталий Ванцев.
Ряд других игроков, в числе которых структуры, аффилированные со
Сбербанком и «Базэлом» Олега Дерипаски, продолжают отрицать свой
интерес к активу. Но, например, собеседники газеты «Ведомости»
указывают на то, что процесс поиска покупателя, продолжающийся, как
минимум, с начала осени, решено форсировать, и сделка может быть
закрыта уже в ближайшее время. При этом неясной остается цена:
верхняя её граница обозначена на уровне US $4-5 млрд, которые,
якобы, хотят выручить владельцы. Впрочем, практически все
опрошенные по теме эксперты сходятся в том, что она завышена, а
«справедливая» стоимость актива составляет скорее US $3 млрд или
даже меньше. Так, по некоторым данным, заявка «Реновы» составила
всего US $2.8 млрд.
По существующим оценкам, основные составляющие
стоимости «Домодедово» приходятся на топливозаправочный комплекс
(ТЗК) и сам терминал аэропорта, каждый из которых может стоить
порядка US $1 млрд. Фабрика бортового питания и отель в
совокупности добавляют к этой цене не более US $450 млн. Разницу
между этой суммой и той, которую предположительно хотят выручить
владельцы, составляет так называемый «гудвилл»: нематериальные
активы, отражающие доверительное отношение к бренду и деловой
репутации компании. Но именно с ними в последнее время у
«Домодедово» наблюдаются явные сложности.
Предстоящая сделка проходит не на самом удачном
для продавцов фоне: ранее объявлялось об отказе федеральных властей
от планов по увеличению числа полос ведущего в аэропорт Каширского
шоссе, которое активно лоббировала администрация аэропорта, а в
начале января стало известно, что очередная авиакомпания – на этот
раз Turkish Airlines – объявила о переводе всех своих рейсов в
конкурирующий Шереметьево. Между тем, ряд экспертов авиарынка
отмечает, что отказ крупнейших авиакомпаний от «Домодедово»
является всего лишь наиболее заметной частью комплекса проблем
аэропорта. Также в январе 2011 г. Федеральная служба по тарифам
(ФСТ России) установила предельные максимальные тарифы на услуги
ТЗК на «обеспечение заправки воздушного судна авиационным топливом»
и «хранение авиационного топлива», что неизбежно приведёт к
снижению выручки аэропорта.
Сложности обозначились прошлым летом, когда
следственные органы пытались безуспешно прояснить структуру
собственников «Домодедово», но замкнутая на оффшоры схема владения,
и, тем более, её конечные бенефициары так и остались неизвестными.
Проблема ожидаемо обострилась, когда в конце года премьер Владимир
Путин дал установку на борьбу с оффшорами, призвав разрушить схемы
вывода денег из отечественных предприятий. Заявление премьера почти
совпало по времени с информацией о рекордных дивидендах
«Домодедово», составивших за 2011 г. US $700 млн (около 21.3 млрд
рублей) и начисленных неназванным акционерам. При этом, примерно
такую же сумму 24 млрд рублей - менеджмент аэропорта безуспешно
пытается получить от Государства в качестве инвестиций в
строительство третьей взлетно-посадочной полосы, без которой он
стремительно теряет конкурентоспособность. Именно высокая
загруженность двух имеющихся полос аэропорта становится одной из
главных причин недовольства перевозчиков.
Капитальные затраты в рамках существующей
Государственной программы развития авиаузла в «Домодедово»
оцениваются в 120 млрд рублей, но они вряд ли могут быть
осуществлены при нынешней непрозрачной структуре собственности. В
декабре 2012 г. уже сообщалось, что владельцы привлекли банк
Goldman Sachs с целью поиска покупателя на «Домодедово». После
срыва планировавшегося на весну прошлого года IPO аэропорта,
вариант прямой продажи остается единственной возможностью для
собственников выйти из проблемного бизнеса до мартовских
президентских выборов. В понедельник, 16 января, «Интерфакс»
сообщил, ссылаясь на источники в банковских кругах, что руководство
«Домодедово» пытается получить кредит в размере $400-450 млн на
один из оффшоров, контролирующих аэропорт. А через день «Ведомости»
написали про кредит в 165 млн евро, якобы уже полученный
структурами «Домодедово». По мнению директора аналитического
департамента УК «Ингосстрах инвестиции» Евгения Шагова, вместо
проектов развития, остро требующихся для поддержания
конкурентоспособности аэропорта, эти деньги могут пойти на выплату
дивидендам владельцев. Возможно, последними перед предстоящей
продажей.
Ранее, неназванные источники газеты "Ведомости"
в банковской и финансово-промышленной среде заявляли, что
переговоры о продаже «Домодедово», начавшиеся сразу после срыва IPO
в мае, не были успешными из-за завышенной цены, выставленной
собственниками. По информации издания, владельцы хотели получить за
«Домодедово» сумму в которую аэропорт был оценен инвестбанками в
преддверии ожидавшегося IPO, то есть в $4-5 млрд (оценка Goldman
Sachs - $3,5-7,5 млрд, JPMorgan - $4,6-5,3 млрд, Citigroup -
$4,2-5,3 млрд). Но участники рынка такую цену не приняли, сочтя её
завышенной: среди фигурировавших в сообщениях СМИ возможных
кандидатов на покупку «Домодедово» почти все официально
открестилась от аэропорта или не подтвердили свой интерес. Среди
них «Нафта Москва» Салавата Керимова, структуры Игоря Юсуфова,
«Базовый элемент» Олега Дерипаски и «Сбербанк». По иронии, одним из
немногих, открыто заявивших об интересе к «Домодедово» стал
совладелец Внуково Виталий Ванцев, но в связи с уходом из аэропорта
ключевых перевозчиков подобная покупка и для него становится менее
выгодной.
Экспертное сообщество поддерживает версию о том,
что планы нынешних акционеров «Домодедово» - продать акции
аэропорта - продиктованы желанием зафиксировать хотя бы текущую
прибыль. «Возможно, сделка инициирована, чтобы в
очередной раз найти инвестора, чтобы снизить риски со стороны
государства», - заявлял ранее аналитик ИФК «Метрополь» Андрей
Рожков. Вероятно, неизбежное изменение конфигурации
властей после марта ослабит позиции нынешних владельцев аэропорта,
что не может не сказаться на цене продажи.
http://infox.ru/business/company/2012/01/25/Kto_stanyet_novyym_v.phtml