Создатели SSJ-100 просят из бюджета еще 4
млрд руб.
Александра Ъ-Грицкова
ЗАО "Гражданские самолеты Сухого" (ГСС) и НПО
"Сатурн" обратились в правительство с просьбой увеличить
финансирование программы серийного выпуска регионального самолета
Sukhoi SuperJet-100 на 4 млрд руб. Эксперты считают просьбу
обоснованной. Однако в Минпромторге пока не определились с
источником дополнительных инвестиций.
О том, что реализация программы серийного
выпуска SSJ-100 требует дополнительного финансирования, вчера
заявил депутат Госдумы Анатолий Лисицын. "Иначе производство в год
60 самолетов SSJ-100, что предусмотрено федеральной целевой
программой (ФЦП развития гражданской авиационной техники до 2015
года.-- "Ъ"), невозможно будет реализовать,-- пояснил господин
Лисицын.-- Депутаты убедились, что в программе не учтены такие
параметры, как создание центра сертификации узлов, металлов,
деталей". По словам депутата, в пятницу этот вопрос будет
рассмотрен на пленарном заседании Госдумы. "Но идет жесткое
сопротивление со стороны Минпромторга",-- уточнил он.
Заместитель главы Минпромторга Денис Мантуров
пояснил "Ъ": "Мы -- за выделение дополнительного финансирования, но
для этого нельзя использовать принятую 4 октября поправку к ФЦП на
12,5 млрд руб.-- эти средства должны быть направлены на создание
семейства перспективных двигателей 9-18 тонн, которые сейчас в
России не выпускаются". Чиновник отметил, что в Минпромторге ищут
возможный источник инвестиций для SSJ.
Разработка регионального SSJ начата в 2001 году.
Вместимость в базовой комплектации -- 95 мест, дальность -- 3,1
тыс. км, каталожная стоимость в разных модификациях -- $23,4-28,9
млн. В июле ГСС объявили о завершении первого этапа заводских
испытаний первого летного образца. На SSJ есть 98 твердых заказов.
Общая стоимость программы -- $1,4 млрд, из них 30% обеспечивает
государство.
Источник "Ъ" в Объединенной авиастроительной
корпорации (ОАК) подтвердил, что ЗАО "Гражданские самолеты Сухого"
обратилось в правительство с просьбой о выделении дополнительно 3
млрд руб. до 2010 года -- без учета нужд НПО "Сатурн". Обоснованием
стал рост процентных ставок по банковским кредитам и цен на
материалы в пределах 50-118%. Кроме того, ГСС нужны средства на
организацию послепродажного обслуживания самолетов. По словам
источника "Ъ", потребности "Сатурна" оцениваются примерно в 1 млрд
руб. В ГСС "Ъ" также подтвердили, что увеличение объемов
финансирования обусловлено "значительным ростом стоимости ключевых
материалов по сравнению с 2004 годом, а также ростом стоимости
кредитных ресурсов". Кроме того, в компании говорят о необходимости
господдержки продаж SSJ.
В НПО "Сатурн" "Ъ" подтвердили, что
"дополнительное финансирование необходимо". В начале октября глава
ОАК Алексей Федоров говорил, что двигателями обеспечен только один
самолет SSJ-100, который сейчас проходит летные испытания. "На
второй самолет двигателей нет, хотя по нашим планам сейчас уже
четыре самолета должны были быть оснащены двигателями",-- отмечал
он. "Поставка двигателей происходит в сроки, согласованные с
ГСС",-- возражают в НПО "Сатурн". ГСС должны были поставить первый
самолет SSJ-100 "Аэрофлоту" в ноябре, но отложили исполнение
контракта на конец 2009 года.
"Заявки ГСС и "Сатурна" на допфинансирование в
части роста цен на материалы вполне обоснованны,-- считает эксперт
Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко.-- На ход
программы по двигателю SaM-146 для SSJ негативно влияет также
давление "Оборонпрома" на "Сатурн" с целью продажи контрольного
пакета". Михаил Пак из ИФК "Метрополь" добавляет, что в
условиях кризиса ставки по кредитам для промышленных предприятий
выросли вдвое. Аналитик полагает, что деньги ГСС, "вероятно, нужны
для рефинансирования долгов".