Людмила Аристова
Группа ГАЗ запускает производство автобусов ПАЗ в Республике
Беларусь. Выпуск будет организован на базе мощностей местного
дилера группы — компании «Русавтопром», которая вложит в
лицензионную сборку как минимум 250 автобусов в год порядка $10
млн. Это соглашение открывает автобусам ГАЗа перспективный
белорусский рынок госзаказа, недоступный для техники иностранного
производства, отмечают аналитики.
О запуске производства автобусов ПАЗ малого и среднего класса в
белорусском Борисове на прошлой неделе сообщила группа ГАЗ.
Лицензионную сборку автобусов марок ПАЗ-3205 и ПАЗ-4234 в различных
модификациях, включая школьную, грузо-пассажирскую и
полноприводную, организует местное ООО «Русавтопром» — дилер
автобусного дивизиона группы. В группе ГАЗ уточняют, что ПАЗы
прошли сертификацию в качестве продукции белорусского производства
— уровень локализации компонентов составит около 25%. По данным
группы, до конца 2011 года предприятие выпустит около 100 автобусов
ПАЗ, а с 2012 года увеличит мощности до 250 автобусов. По прогнозам
«Русавтопрома», в перспективе объемы производства могут достичь
500–600 автобусов в год, что соответствует докризисным объемам
продаж ПАЗов в Белоруссии. При этом дилер не исключает роста уровня
локализации до 40% и выше.
ООО «Русавтопром» входит в белорусский дилерский холдинг
«КМ-групп» местного предпринимателя Игоря Кушнерского. Является
единственным в Белоруссии официальным дилером автобусного дивизиона
группы ГАЗ (ООО «Павловский автобус», ОАО «Ликинский автобус», ОАО
«Голицынский автобус», ООО «Курганский автобусный завод»),
входящего в группу ОАО «Автомобильный завод „Урал“» (грузовые
автомобили), а также дистрибьютором ООО «Ивановская марка»
(автомобильные краны «Ивановец») и ЗАО «БелУАЗавтосервис»
(автомобили УАЗ). По данным группы ГАЗ, в 2010 году на белорусском
рынке было реализовано более 50 автобусов ПАЗ (общий объем продаж —
более 8,6 тыс., что на 13% больше, чем в 2009 году).
Действия ГАЗа аналитик ИФК «Метрополь» Андрей Рожков
объясняет желанием укрепить позиции группы на белорусском рынке,
где существует своя сертификация и установка покупать продукцию
местных производителей: «Подписание лицензионного соглашения с
белорусским партнером автоматически делает продукцию группы местным
производством, а значит, открывает перспективы поставок основным
потенциальным потребителям автобусов — органам исполнительной
власти, государственным предприятиям и муниципальным
структурам».
Увеличение присутствия ГАЗа на белорусском рынке аналитик ТКБ
«Капитал» Артем Лаврищев считает «стратегически верным шагом» в
условиях, когда иностранные концерны последовательно занимают долю
во всех сегментах российского автопрома. Рынок автобусов, по мнению
аналитиков, особенно перспективен, поскольку в России общественный
транспорт играет значительную роль и крайне востребован: «В этих
условиях группе ГАЗ следует задуматься о диверсификации рисков и
выходе на рынки стран СНГ. Несмотря на то что объемы поставок не
велики, даже в крайней перспективе 600 единиц в год продажа
автобусов всегда подразумевает дальнейшее обслуживание, а значит,
сервис и поставку запчастей», — отмечает Артем Лаврищев. Официально
объявленный уровень локализации при производстве ПАЗов в Борисове
он называет низким, то есть, заключает аналитик, основная масса
автокомпонентов будет поставляться с Павловского автобусного
завода, и «для группы ГАЗ это прямое увеличение объема производства
и продаж».
По мнению Андрея Рожкова, совместный проект ГАЗа с
белорусским дилером может принести группе увеличение объема
реализации автокомпонентов к ПАЗам на 3–5% в год.