Роман Кондратьев
Renault-Nissan и "Ростехнологии" создали СП,
которое будет контролировать "АвтоВАЗ".
Renault-Nissan закроет сделку по приобретению
«АвтоВАЗа» к концу 2012 года, доведя пакет акций до 75%. Правда,
владеть тольяттинским заводом французы будут в составе СП с
«Ростехнологиями». На фоне этого заявления акции завода сначала
стремительно выросли, а затем упали.
В четверг альянс Renault-Nissan, госкорпорация
«Ростехнологии», инвестиционная компания «Тройка Диалог» и ОАО
«АвтоВАЗ» подписали соглашение о создании совместного предприятия
между Renault-Nissan и «Ростехнологиями», не имеющее обязательной
юридической силы. «АвтоВАЗ» был оценен для сделки в $3 млрд. Об
этом говорится в совместном пресс-релизе компаний.
В соответствии с документом стороны обязуются
передать принадлежащие им пакеты акций «АвтоВАЗа» в виде вкладов в
капитал нового СП. Кроме того, французский производитель
дополнительно инвестирует $750 млн, из которых $300 млн — Renault и
$450 млн — Nissan, который также получит долю в «АвтоВАЗе». До
этого японский бренд не владел акциями.
«Протокол о намерениях, подписанный нами
сегодня, — это новый шаг по расширению нашего сотрудничества,
которое помогает модернизировать автомобильную промышленность
России, — заявил Reuters председатель правления и президент
Renault-Nissan Карлос Гон.
«Со своей стороны, «Ростехнологии» дают согласие
на реструктуризацию существующих кредитов, выданных «АвтоВАЗу».
Часть кредита в 7 млрд рублей, выданного «Ростехнологиями», будет
выплачена через продажу непрофильных активов. Выплата остальных 46
млрд продлена на значительный срок», — говорится в
пресс-релизе.
Также стороны договорились завершить к 2014 году
покупку доли, принадлежащей «Тройке Диалог», увеличив присутствие в
«АвтоВАЗе» до 74,5%. После совершения всех сделок альянс будет
контролировать 67,13% тольяттинского предприятия, еще 7,37% отойдет
к «Ростехнологиям».
Сейчас «Ростехнологии» владеют 30 процентами
«АвтоВАЗа», компания «Тройка Диалог» — примерно 20 процентами,
Renault принадлежит 25% предприятия.
«В ближайшие несколько месяцев Renault-Nissan
займется проверкой финансовых, юридических и экологических
аспектов, связанных с деятельностью «АвтоВАЗа», — заявили
«Газете.Ru в пресс-службе Renault.
Согласно стратегии развития «АвтоВАЗа» до 2020
года, утвержденной в марте 2010 года, к 2020 году «АвтоВАЗ»
рассчитывает производить более миллиона автомобилей в год, а
модельный ряд расширить до 9 моделей. Выпуск автомобилей на
платформе B0 Renault-Nissan должен начаться до 2013 года, в те же
сроки планируется разработать семейство дешевых автомобилей на базе
Kalina, которое заменит автомобили «классического» семейства
ВАЗ-2105 и 2107, а впоследствии – и Samara. Lada Priora в 2011–2012
годах должна пережить фейслифтинг. Lada 4x4 на этом этапе также
сохранится в производстве. С 2014 по 2017 годы должны быть выпущены
еще две модели на базе Renault, а к 2020 году планируется выйти на
уровень 1,24 млн автомобилей в год.
Для выпуска моделей на базе B0 под брендами
Lada, Renault и Nissan цех по производству «классики» претерпел
существенную модернизацию, которая завершилась только в апреле 2012
года. Инвестиции в проект составили 400 млн евро, из которых 25%
вложил «АвтоВАЗ», 50% — Renault, 25% — Nissan. Мощность цеха
оценивается в 350 000 автомобилей ежегодно, включая субботние
смены. Из них автомобилей под брендом Lada — 70 000 единиц. Также
новая линия будет выпускать автомобили под брендами Renault и
Nissan в соотношении 70 000 автомобилей Nissan Almera и 140 000
Renault.
Первым автомобилем, выпускаемым в новом
производственном цеху стал универсал Lada Largus, являющийся копией
Dacia Logan. Кроме того на 2012 год запланирован старт производства
Nissan Almera и бюджетного седана под брендом Datsun.
«На мой взгляд, сделка непрозрачная.
Информации, кроме той, что дана в пресс-релизе, нет. Непонятно,
куда пойдут инвестиции Renault и Nissan, в течение какого времени
деньги будут внесены, на какой срок продлена выплата по кредиту в
46 млрд. Поскольку это соглашение, не имеющее юридической силы,
есть подозрения, что объявление было сделано, чтобы ободрить
акционеров, и конечные условия будут несколько иными», — считает
старший аналитик ИФК «Метрополь» Андрей Рожков.
Рынок неоднозначно отнесся к заявлению
Renault-Nissan и «Ростехнологий». Сразу после объявления о сделке
акции завода выросли на 10%, до 23 рублей за одну обыкновенную
акцию, однако в обед, когда трейдеры получили текст официального
сообщения, вновь стали стремительно падать.
«Причина недовольства акционеров проста:
поскольку альянс получает контроль над «АвтоВАЗом» в составе СП, а
не самостоятельно, он отказывается от добровольной оферты, которую
должен был выплатить миноритарным акционерам после достижения
50-процентного порога. На фоне этого те, кто с утра купил бумаги
завода, в обед стали от них активно избавляться», — считает ведущий
эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов.
Покупка «АвтоВАЗа» французским альянсом
происходит на фоне резкого падения прибыли предприятия за счет
прекращения программ утилизации и льготного кредитования.
За прошлый год завод заработал 3,1 млрд рублей, это на 25% больше
показателей 2010 года. Выручка автопроизводителя по итогам 2011
года увеличилась на 27,6% и составила 174,8 млрд рублей. В том
числе выручка от реализации автомобилей составила 138 млрд
рублей.
Однако по итогам первого квартала 2012 года
прибыль завода упала в девять раз — с 916 млн до 106 млн рублей.
Как заявил президент компании Игорь Комаров, причиной этому
послужил запуск новых проектов.
Французы планировали увеличить присутствие в
«АвтоВАЗе» еще к концу 2011 года. По первоначальном плану Renault
хотел приобрести у «Ростехнологий» 4% бумаг и еще 11% — у «Тройки»,
контролируя таким образом 35% предприятия. Одновременно это
позволило бы французскому альянсу ввести в совет директоров Nissan.
Однако к декабрю прошлого года переговоры так и не пришли к
положительному завершению.
http://www.gazeta.ru/auto/2012/05/03_a_4571133.shtml