Кирилл Айзин, Анна Дорофеева
«В нашем бизнесе человек – самый важный актив»,
– рассуждают финансисты. Однако проблем с этим активом со временем
только прибавляется. Люди становятся чрезвычайно подвижными.
Казалось бы, в России не составит труда найти
нужных людей, способных принести реальную пользу инвестиционным
компаниям. Но это не так. Дефицит квалифицированных кадров
ощущается на всех позициях. Ключевое слово – «квалифицированных».
«Многие просто хотят получать деньги, но при этом ничего не умеют и
не знают», – недоволен Дмитрий Ретунский, возглавивший в апреле
этого года УК «Агро Стандарт». Некоторые компании вынуждены брать
людей прямо с улицы и сразу же бросать в бой. По мнению заместителя
гендиректора ИБ «КИТ Финанс» Сергея Гречишкина, в недалеком прошлом
главы рынков капитала по странам СНГ Merill Lynch, проблема
нехватки профессиональной рабочей силы недооценена: «Это наиболее
фундаментальный риск для развития экономики России – и намного
больший, чем так часто упоминаемая расстановка политических сил или
колебания цен на нефть». Причин дефицита немало. Во-первых, рынок
инвестиционных услуг еще молод – кадровый «голод» настиг компании
буквально в последние три-четыре года, когда многие оправились от
кризиса или только открыли бизнес. Высшие учебные заведения
попросту не успели подготовить грамотных специалистов. «Может быть,
только сейчас, когда и в вузах осознали возросший спрос со стороны
управляющих компаний, начнется «штампование» профпригодных», –
рассуждает один из топ-менеджеров. «У нас много конкурентов в
борьбе за людей из других финансовых секторов. К примеру, аналитики
нужны не только инвестиционным и управляющим компаниям, но и банкам
– следовательно, и спрос на них тоже растет», – объясняет вторую
причину дефицита исполнительный вице-президент Газпромбанка
Анатолий Милюков. На топ-менеджеров из смежных «отраслей» также
идет охота: к примеру, в конце прошлого года Илкка Салонен, долгое
время возглавлявший Международный московский банк, занял пост
президента УК «Ренессанс Управление инвестициями». По идее решить
проблему нехватки трудовых ресурсов можно за счет привлечения
профессионалов с западных рынков – портфельных менеджеров, сейлзов.
Но, по мнению гендиректора УК «ВТБ Управление активами» Алексея
Шкрапкина, это не самый оптимальный способ утолить кадровый
«голод»: «Российский рынок специфичен. Для постижения принципов его
работы понадобится не один год».
Кто кого ищет
Впрочем, дефицит дефициту рознь. Говоря об ИК,
рекрутеры уточняют: с финансовыми директорами, работниками
бэк-офисов ситуация более или менее налажена – от них требуется
выполнение «стандартного» набора операций. От клиентских
менеджеров, наоборот, ждут неординарного подхода. «Таких
профессионалов нигде не учат, их готовит рынок», – отмечает
гендиректор компании Headhunter Юрий Вировец. Грамотного сейлза
заменить сложно – особенно, если речь идет об ИК, чья клиентская
база состоит всего из нескольких клиентов-миллионеров. У
управляющих компаний другая головная боль. Большинство
топ-менеджеров сходятся во мнении: самый дефицитный «товар» –
портфельные менеджеры. Настоящих профессионалов, которым довелось
работать и во времена роста, и в периоды падения фондового рынка,
можно пересчитать по пальцам. Причем, если на «обычное» управление
кандидата найти еще можно, то менеджера, специализирующегося на
неординарных стратегиях, сегодня днем с огнем не сыщешь. За таких
людей разгорается ожесточенная борьба. Недавно своего рода кадровую
победу одержала УК «Газпромбанк – управление активами»,
заполучившая Василия Иванова, одного из лучших портфельных
менеджеров 2006 года по версии «Ф.». Его успехи «Ф.» отметил, когда
управляющий трудился в УК «Альфа-капитал».
Эмоциональные надстройки
Что руководит человеком из инвестиционной сферы,
получившим заманчивое предложение? Редко кто-то уходит только из-за
денег, специалисты придают значение и многим другим условиям.
«Набор мотиваций у всех примерно одинаковый. Просто одним аспектам
придается больший вес, другим меньший. К примеру, для менеджеров
нижнего звена на первом месте деньги. «Топам» больше важны другие
факторы, лежащие в сфере нематериальных отношений», – рассуждает
Антон Ляшедько, в апреле возглавивший УК «Ак Барс Капитал». Многих
профессионалов интересует реализация проектов с нуля. Большинству
небезразлично имя работодателя. «Один из важных моментов – брэнд,
под которым работает сотрудник. Значимое имя управляющей компании и
хорошая репутация – сильный фактор притяжения для специалистов», –
свидетельствует управляющий директор УК «Церих» Павел Толмачев. В
финансовом секторе распространена практика партнерства, позволяющая
наемному менеджеру стать совладельцем бизнеса. Подобные программы,
к примеру, давно работают в ИК «Тройка Диалог» – основной владелец
компании Рубен Варданян готов поделиться «кусочком» бизнеса с теми,
кто помогает воплощать его финансовые мечты. Для кого-то это
оказывается сильным мотивирующим фактором. Так, Анатолий Чабак,
бывший гендиректор УК «Уралсиб», предпочел партнерство с Альбертом
Гавриковым в «АГ Капитал» руководству одной из крупнейших
управляющих компаний.
Свой или чужой
Впрочем, разговор о деньгах всегда уместен. По
данным рекрутинговых агентств, размер ежегодной компенсации
топ-менеджера в инвестбанковской сфере порой превышает $3 млн. И с
каждым годом затраты на персонал растут. Причем связано это не
только с повышением зарплат и бонусов, но и с увеличением бизнеса
компаний, расширением штатного расписания. «Есть прописная истина:
в инвестиционном банке основной капитал – это люди. Следовательно,
это не издержки, а повышение капитализации самой компании», –
рассуждает заместитель гендиректора ИФК «Метрополь» Наталья
Анненская. Но так или иначе материальные выплаты сотрудникам
отражаются в расходной части бюджета, они влияют на себестоимость
продаваемых продуктов и конкурентоспособность компании. В какой-то
мере оптимизировать расходы позволяет практика взращивания
собственных кадров. «Такой сотрудник – человек системы, который
знает правила ее работы. Если же приглашать «варяга», может
возникнуть внутренний конфликт с самой системой», – считает Антон
Ляшедько. Примеров успешного «выращивания» молодых сотрудников до
специалистов высокого уровня пока немного, но они есть. Один из
лучших портфельных менеджеров по версии «Ф.» Владимир Потапов
начинал в УК «Тройка Диалог» младшим аналитиком. Другой пример:
фондом «КИТ – российская электроэнергетика» управляет Евгений
Батаев, карьера которого начиналась в УК «КИТ Финанс» также с
должности младшего аналитика. «Вырастить своего работника –
дешевле, но это занимает много времени. При этом существует
вероятность, что «выращенный» сотрудник уйдет из компании. Все-таки
успешная УК – это не учебное заведение», – рассуждает Павел
Толмачев. Некоторые известные компании, «Ренессанс Капитал»
например, не особо заботятся о «подрастающем поколении», скупая
громкие имена. Сегодня крупные компании не позволяют себе ставить
«молодых» на ключевые позиции. А ведь еще три-четыре года назад
такое было вполне возможно. «Сейчас, в период экстенсивного роста,
управляющие не могут рисковать, привлекая только «молодых».
Наилучший вариант – сбалансированный подход, когда на высоких
должностях находятся люди с опытом, а «студенты» в это время
постигают азы работы», – предлагает компромисс Алексей
Шкрапкин.