Совладелец «Красэйр» Борис Абрамович готов
отказаться от контроля в «Эйрюнион», если госдоля в компании будет
передана «Ростехнологиям»
Анастасия Дагаева, Елена Медведева
Контроль в третьем по величине перевозчике
страны — «Эйрюнион» — давняя мечта Абрамовича. В указе
президента о создании компании за государством закреплено
45% ее акций, но Росимущество настаивает на сохранении
госконтроля.
Как создается «Эйрюнион»
2005 г. Борис Абрамович высказал идею
объединения «Красэйр», «Самары», «Омскавиа», «Домодедовских
авиалиний», «Сибавиатранса». Создан альянс «Эйрюнион»
Май 2007 г. Президент Владимир
Путин подписал указ о создании ОАО «Эйрюнион», закрепив госдолю в
перевозчике на уровне не менее 45%. Компания должна была быть
создана в течение шести месяцев.
Декабрь 2007 г. Deloitte по заказу
Росимущества оценила активы, на базе которых создается «Эйрюнион»,
в 7,52 млрд руб., долю государства – в 4,36 млрд руб. (58%).
16 января 2008 г. Прошло учредительное
собрание «Эйрюнион». Частные акционеры не согласились с оценкой
Росимущества. Премьер-министр Виктор Зубков обозначил новый срок –
до 30 января. Но и в него стороны не уложились.
Разрешить спор могут «Ростехнологии»,
гендиректор которых Сергей Чемезов в январе попросил президента
передать корпорации госпакет «Эйрюнион».
Это «общая идея», признался Абрамович
«Ведомостям». «Нам стратегически необходимо сотрудничать с
«Ростехнологиями», — сказал он, добавив, что еще не решено, у
кого будет контроль в «Эйрюнион», если госдоля будет передана
«Ростехнологиям». «Это и неважно, — признается
Абрамович. — Мы будем иметь весомую долю и комфортные условия
для ведения бизнеса».
«Ростехнологии» ответа еще не получили. Письмо с
резолюцией Путина «проработать предложение и внести согласованный
вариант» лежит в правительстве.
Передача госпакета «Эйрюнион»
«Ростехнологиям» — лучший способ выхода из ситуации, уверен
руководитель аналитического отдела агентства «Авиапорт» Олег
Пантелеев. По его мнению, Росимущество и Абрамовичи вряд ли смогут
договориться сами: частные акционеры хотят получить контроль, но
доплачивать за него $60 млн — слишком дорогое
удовольствие. Иначе только появившаяся «Эйрюнион» будет компанией с
большими долгами и падающим пассажиропотоком, уточняет Пантелеев. А
для Росимущества компания в первую очередь плательщик налогов и
дивидендов, так что чиновники вряд ли дадут ей возможность быстро
погасить долги и направлять деньги на развитие, продолжает он.
Для Абрамовичей сотрудничество с
госкорпорацией — шанс выйти из финансовых затруднений, а также
защита от возможных недружественных поглощений, ради этого можно
пожертвовать и контрольным пакетом, рассуждает Пантелеев. А для
«Ростехнологий» это возможность быстро выйти на рынок
авиаперевозок, добавляет он. «Управление [авиакомпанией]
будет более эффективным», — одобряет идею и гендиректор ИФК
«Метрополь» Михаил Слипенчук («Метрополь» выкупил 8% акций
«Красэйр» в счет долга). Избавится от головной боли и
Росимущество, отмечает Пантелеев. «Ростехнологии» сделают то, что
не удалось ведомству: не отдадут контроль Абрамовичам, добавляет
правительственный чиновник. Представители «Ростехнологий» и
Росимущества от комментариев отказались.