Затаившийся бизнес
Чиновники никак не могут сосчитать игроков
потребительского рынка
ОЛЬГА ГОРЕЛИК
К потребительскому рынку государство интереса не
проявляет - его не изучают, не мониторят и не корректируют. К
такому выводу пришли вчера участники конференции в
Торговопромышленной палате. Между тем в формировании ВВП его доля
выше, чем у нефтяной и газовой отраслей. О том, что этот рыночный
сегмент никому не нужен, убежденно рассуждал вчера, в
частности, председатель комитета ТПП по развитию
потребительского рынка Александр Борисов. "Потребительский рынок в
силу того, что 90% его субъектов являются малыми и средними
предприятиями, возникшими в последние десять лет, считают
второстепенным и не нуждающимся в мониторинге", - констатировал он.
Между тем, по данным г-на Борисова, он дает в ВВП 20-22%, в то
время как газ и нефть - 18%, а ТЭК - 27%. Ежегодные данные
официальной статистики о состоянии потребительского рынка
оказываются чудовищно заниженными. Так, в 2003 году Росстат оценил
его объем в 202 млрд. долларов, в то время как исследовательская
компания FBK привела цифру - 355 млрд. "Недооценка составляет 150
млрд. долларов, - продолжает Александр Борисов. - А это пятая часть
российского ВВП". Отдельная проблема – серый сектор. Официально
принято считать, что он равен 14-15% от общего объема
потребительского рынка, в то время как, по данным ТПП, он занимает
72%. Для сравнения: в промышленности этот показатель равен 17%.
Виноватыми в сложившейся ситуации специалисты назвали Росстат,
который не выделяет деньги на нужные исследования, и компании,
которые скрывают данные о себе от государства. Между тем
независимые эксперты полагают, что валить все на компании не стоит
- если бы государство позаботилось о создании эффективно
действующей структуры, никто бы от нее не прятался. "Сейчас, когда многие участники
потребительского рынка стремятся разместить свои акции, они сильно
заинтересованы в раскрытии информации о себе, - уверена аналитик
ИФК "Метрополь" Наталья Мильчакова. – Если о компании ничего
неизвестно, это сильно затрудняет поиск инвесторов". По словам г-жи
Мильчаковой, сейчас мониторинг потребительского рынка отдан на
откуп частным маркетинговым компаниям, которые предоставляют
полученную ими информацию бизнес-структурам и инвесторам. Такая
ситуация имеет ряд минусов, главным среди которых является
отсутствие критериев и единиц оценки. "Единая государственная
структура позволит их выработать, - уверена эксперт, - а также даст
возможность изучать потребительский рынок по всей России, а не
только в городах-миллионниках. Это позволит избежать таких нелепых
ситуаций, когда одно маркетинговое агентство оценивает долю
компании в 5%, а другое - в 15%".